Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 13 Тамуза Йорцайт Рабби Эльханан Буним Вассерман – Аль Кидуш Ашем
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Эльханан Буним бен Нафтали Бейниш Вассерман – Аль Кидуш Ашем
Йорцайт – 13 Тамуза
Место захоронения – Каунас, Литва
Родился в городке Биржи (Литва). Основы своей Торы приобрел в Йешиве Тельз у Гаона р. Э. Гордона и Гаона р. Ш. Шкопа, а впоследствии – у Гаона р. Хаима из Бриска. В 1899 году женился на дочери Гаона р. М. Атласа, главы суда Торы городков Салант и Шавли (Шяуляй).
В 1903 году вместе с Рабби Йоэлем Баранчиком из Риги основал Йешиву в г. Амчислав (Мстиславль, Беларусь), руководил и преподавал в ней примерно в течение четырех лет.
В 1907 году присоединился к Колелю Кдошим Хафец Хаима [основанная им особая учебная программа по изучению раздела Кдошим, связанного с жертвоприношениями в Храме. Хафец Хаим, предчувствуя приход Машиаха, делал очень много для распространения изучения этого раздела], и Хафец Хаим стал для него рав мувъак [ведущим учителем и наставником, высшим авторитетом]. В 1910 году стал преподавателем Йешивы в Бриске и был там до начала Первой мировой войны. Затем вернулся в Радин и странствовал вместе с Йешивой Хафец Хаима до Смиловичей, где основал вместе с Гаоном р. Ш. Эйманом Йешиву и преподавал там в течение пяти лет.
В 1921 году основал свою Йешиву «Оэль Тора» в Барановичах. Эта Йешива получила всемирную известность, и в нее стекалось множество учеников. Он же сам, помимо преподавания в Йешиве, стал одним из выдающихся руководителей движения «Агудат Исраэль» и бесстрашно выражал точку зрения Торы повсеместно, устно и письменно.
В 1938 году в связи с денежными трудностями своей Йешивы поехал в США, и там с достоинством отстаивал точку зрения Торы, невзирая на связанный с этим денежный ущерб. Его появление укрепило еврейство Торы в США, в местах, где оно находилось в те годы на начальном этапе своего становления.
В 1939 году, незадолго до начала войны, он вернулся в Барановичи, несмотря на опасное положение в Польше.
Его сфорим широко используются в Йешивах и включают Ковец Хеорос, Ковец Шиурим, Ковец Маамарим и Иквата Д’Мешиха.
Аль Кидуш Ашем
Реб Эльханан был хладнокровно убит вместе со многими другими евреями, когда нацистская армия вошла в Литву. Ребу Эфраиму Ошри, ставшему равом в Нижнем Ист-Сайде Манхэттена, в то время было 27 лет. Он был одним из немногих, кому удалось бежать. Далее он рассказал о последнем, что сказал им Реб Эльханан.
Когда они увидели, что конец близок, встал Рабби Эльханан и заговорил с ними. Он говорил так же, как и всегда; он был спокоен и не было признаков паники.
Он сказал следующее:
«Кажется, на Небесах нас считают Цадиками, потому что мы были избраны корбанот для Клаль Исраэль. Поэтому мы должны совершить тшуву сейчас. У нас мало времени. Лучшее корбанот, если мы сделаем тшуву. Таким образом, мы спасем евреев в Америке. Пусть постороняя мысль мысль не приходит в наши умы, Хас ве-Шалом, так как это сделает нас пигул, непригодным корбан. Сейчас мы выполняем величайшую мицву; Йерусалим был разрушен огнем и будет восстановлен огнем. Тот же самый огонь, который поглотит наши тела, однажды восстановит Клаль Исраэль».
Лимуд
«Замкни уста наших противников и обвинителей
Виленский Гаон говорит, что все происходящее с нами в этом мире – не более чем отражение того, что происходит в духовном мире. Если мы видим растущую ненависть к еврейскому народу – значит, против нас выдвинуты обвинения на Небесах. И когда мы просим в молитве «Авину малкейну»: «Замкни уста наших противников и обвинителей», имеются в виду именно эти, духовные обвинители. А им нельзя закрыть рты при помощи пропагандистской литературы, но только с помощью Торы и молитвы».
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(https://dailyzohar.com/tzadikim/425-Rabbi-Elchanan-Bunim; beerot.ru)
Инструменты доступности