Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 13 Ава Йорцайт Рабби Мордехай Бенет
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Мордехай бен Авраам Бенет (1753–1829) был талмудистом и главным раввином Моравии.
Йорцайт – 13 Ава
Место захоронения – Микулов/Никольсбург, Чехия
Он родился в Чурго, небольшой деревне в графстве Штульвайссенбург, Венгрия. Поскольку родители Бенета были очень бедны и не могли нанять учителя, они отправили своего сына, когда ему было всего 5 лет, к его бабушке в Никольсбург. Там Габриэль Маркбрейтер обеспечивал обучение одаренного ребенка в течение 6 лет, а затем отправил его в Эттинген, Эльзас, раввином которого был зять Маркбрейтера. Последний стал учителем Бенета и очень радовался замечательному развитию своего ученика. На праздновании бар-мицвы Бенета его учитель показал гостям три рукописи мальчика — комментарий к Пятикнижию, комментарий к Пасхальной Агаде и новеллы по Талмуду.
С тринадцати до пятнадцати лет Бенет посвятил себя исключительно изучению Библии с помощью еврейских комментариев и Агады в Талмуде и Мидраше; свои строго алахические исследования он завершил позже в Йешиве раввина Йозефа Штайнхардта в Фюрте, где он оставался на три года. Затем он отправился в качестве «хавера» в Прагу, где Меир Карпелеш основал для него частный «клас»; хотя Иехезкель Ландау (Нода Бе-Йеуда) руководил большой Йешивой в том же городе, несколько способных талмудистов ежедневно приходили послушать речи Бенета. Прожив в Праге 2 года, он женился на Саре Финкель, дочери видного состоятельного гражданина Никольсбурга. Здесь он поселился в 1773 году и в течение года был назначен аббатом бет-дина.
Тринадцать лет спустя он принял раввинство в Лунденбурге в Моравии, которое он занимал в течение шести месяцев, а затем ушел в отставку, чтобы стать раввином в Шоссберге, Венгрия. Его пребывание в родной стране было недолгим, и в 1789 году он был назначен раввином Никольсбурга и главным раввином Моравии. Позже он также получил предложения из Пресбурга и Кракова, но, уступив настояниям своей общины, он остался в Никольсбурге.
Чрезмерное увлечение учебой вызвало у него в юности нервную болезнь, которая преследовала его всю жизнь и стала причиной его смерти, которая произошла в Карлсбаде 12 августа 1829 года, куда он отправился на лечение. Его тело было временно захоронено в Лихтенштадте, недалеко от Карлсбада, но семь месяцев спустя было окончательно захоронено в Никольсбурге в соответствии с его завещанием. Общины Лихтенштадта и Никольсбурга боролись за честь захоронения его останков, и спор, который позже возник из-за эксгумации тела, велся оружием учености и фигурирует в литературе респонсов того времени.
Хотя Бенет был независим в своем отношении, его ученость и высокий характер приобрели для него много верных друзей среди молодых и старых. Даже хасиды уважали его, и Довбер Шнеури, «средний раввин» Хабада, высоко отзывается о нем в письме.
Сипурей Цадиким
Рав Мордехай Беннет однажды отдыхал на курорте в Карлсбаде, и там познакомился с одним человеком, который назвал себя «реформистксим раввином» из одного городка в Германии. Тот с гордостью рассказал Рав Мордехаю, что все религиозные вопросы в общине решает он сам. Более углубленная беседа показала, что знание законов Торы у этого человека находится в очень плачевном состоянии. Рав Мордехай спросил: «А что же Вы делаете, когда члены Вашей общины приходят с вопросами о разрешенном и запрещенном, например, о кошерности курицы, когда необходимо дать четкий и однозначный ответ?»
Равин ответил: «Я на всякий случай все объявляю «трефным». Рав Мордехай улыбнулся: «Позвольте рассказать Вам одну историю. В одной деревне, довольно далеко от ближайшего к ней города — Франкфурта, жил один еврей. У него было обширное хозяйство, в основном он занимался выращиванием домашней птицы на продажу. Он приносил кур и гусей местному шохету – тот резал их, потом этот еврей разделывал их и продавал их мясо и жир. Если обнаруживалось какое-то сомнение в кашерности зарезанной птицы, он запрягал лошадь в телегу и вез птицу во Франкфурт показать раввину и получить от него приговор: «кашер» или «трефа».
Встретился ему как-то один легкомысленный человек и решил подшутить над безграмотным крестьянином. Он сказал:
— Зачем тебе ехать в такую даль из-за какой-то курицы? Послушай моего совета. Написано в Торе: «Мясо, растерзанное в поле – «трефа», не ешьте, собаке бросайте его». Значит, «трефное» мясо полагается собаке. Ты клади птицу, по поводу которой есть сомнение, на такое место, где твой пес сможет ее достать. Если он съест — значит, мясо «трефное», если нет — кашерное!»
Понравилась нашему еврею эта идея — что говорить, нелегко было целый день трястись в телеге, особенно в холода. Стал он класть сомнительную птицу перед своим псом. И что удивительно: тот всегда съедал ее вместе с потрохами!
Месяц спустя решил наш крестьянин снова поехать в город к раввину. Увидев его, тот спросил:
«Вы давно не были у меня. Что-то случилось?». Ответил крестьянин: «У меня действительно было много вопросов по поводу кашрута, но с недавнего времени я стал предлагать их решать своему псу». Пораженный Равин спросил: «И что же заставило Вас снова приехать ко мне?». Вздохнул наивный еврей: «Мой пес слишком уж строг в законе. Он все объявляет «трефным».
Закончив рассказ, Рав Мордехай обратился к своему собеседнику: «Вы пользуетесь тем же способом устрожать в законе…»?
Пусть зхут великого Цадика хранит Ам Исраэль!
(https://dailyzohar.com/tzadikim/1079-Rabbi-Mordecai-ben-Abraham-Benet)
Инструменты доступности