Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 12 Тишрея Йорцайт Рабби Авраам Малах – сын Магид из Межерич
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Авраам Малах (1776) – сын Магид из Межерич
Йорцайт – 12 Тишрея
Место Захоронения – Фастов
Рабби Авраам Малах – сын Магид из Межерич, преемника Баал-Шем-Тов.
Через много лет брака Магид оставался бездетным. После того, как он встретил Баал Шем Това, ставшего его учителем, он получил заверение, что, несмотря на его слабость, он будет жить долго и родит сына настолько чистого и святого, что люди вряд ли сочтут его человеком.
Родившийся в 1741 году, Рабби Авраам получил прозвище Малах, ангел, потому что ангел явился его матери, чтобы возвестить о его рождении, и потому что он был так же ангельски свободен от искушений, как и его святой отец.
С самой ранней юности Рабби Авраам вел уединенное существование.
Весь день он оставался в своей комнате, увенчанный тфилином и поглощенный учебой. Окутанный своим таллитом, он не мог ни видеть, ни быть увиденным. Таким образом он ограждал себя от материального мира и всего, что в нем укоренилось.
Рабби Исраэль из Ружина вспоминал:
«Когда Рабби Зуся из Аниполя произнес имя Б-га, его охватил такой страх, что члены его дрожали, а кровь стыла в жилах. Ему пришлось просить Б-га оградить его от такого благоговения. Но мой дед был ангелом, который питался не более, чем голубиной шкурой в день. Его страх перед Б-гом не покидал его ни на мгновение».
Обособленность Малаха была настолько необыкновенной, что, когда его отец пытался найти ему жену, он воскликнул: «Как можно опуститься до такой физической формы?» Только из-за святости мицвы он согласился жениться.
Жену Рабби Фейвела эта мысль весьма позабавила, поскольку она никогда не слышала о Магиде, а ее дочери было всего двенадцать лет. Но Фейвел согласился на шидух.
Когда они писали соглашение о помолвке, посланники Магида подчеркивали, что свадьбу нельзя откладывать. Свадьба и неделя шева брахот изобиловали весельем, празднеством и диврей Тора. Мать невесты вернулась в Кременец, полная радости, ведь она никогда не видела ничего подобного.
Жена Рабби Авраама была не обычной женщиной. Дважды ей снилось, что Небесный суд хотел забрать ее мужа, но она кричала и вступалась за него.
В третьем случае этого сна суд постановил: «Ваша защита настолько сильна, что мы позволим ему остаться с вами еще на двенадцать лет».
На следующее утро Магид горячо поблагодарил ее за ее усилия, которые подарили его сыну еще 12 лет жизни.
После смерти, Магид являлся его невестке во сне всякий раз, когда это было необходимо. Однажды ночью он сказал ей: «Скажи своему мужу, чтобы он сменил комнату или, по крайней мере, перенес его книги в твою комнату».
Однако ее муж отклонил этот вопрос. На следующую ночь в комнате Рабби Авраама вспыхнул пожар, и вся его библиотека сгорела.
Рабби Авраам не стал преемником своего отца на посту лидера хасидского движения. Вместо этого он поселился в Фастове, вдали от центра хасидизма, где жил уединенно.
«Что мне до тебя, — однажды сказал Рабби Авраам отцу, — мой отец из плоти и крови? Моя душа жаждет моего возвышенного Отца!»
«Сын мой, — спросил Рабби Дов Бер, — если я не твой отец, почему ты принял свое наследство?» «Настоящим я отказываюсь от этого», — заявил Малах. В этот момент огонь охватил его дом, поглотив все, что Магид завещал ему.
Вскоре после этого, накануне Йом-Кипура, Рабби Авраам надел белую шелковую бекеше, которую его отец носил в Высокие праздники. Но когда он вошел в синагогу, пламя зажженной свечи прыгнуло на ризу и испепелило ее. Так были разорваны его связи с предками.
Слова упрека
Когда Рабби Авраам однажды посетил своего тестя в Кремениц, весь город вышел приветствовать дивного человека, известного всем, как Малах. Но Рабби Авраам игнорировал их и просто смотрел на высокую гору. Народ с нетерпением ждал слов от Малаха, но он оставался в раздумьях.
Среди присутствующих был молодой митнагид, который был очень горд своей ученостью и происхождением, и совершенно не доволен странным поведением Рабби Авраама. Не в силах сдержаться, он потребовал: «Что ты так долго смотришь на эту гору? Это всего лишь комок земли!»
«Я смотрю в изумлении, — ответил Малах, — как мог такой простой комок земли быть настолько надменным, чтобы казаться горой?»
Молодой человек дрожал и корчился, когда эти слова проникли в его сердце.
Однажды внуки Баал-Шем-Това, Рабби Моше Хаим Эфраим из Сиделково и Рабби Барух пришли посмотреть на Малаха. Боясь войти в его комнату, они вместо этого заглянули в окно. Когда Рабби Авраам встал и Рабби Барух посмотрел ему в лицо, он так испугался, что схватил своего брата и побежал, бросив в спешке свои книги и пальто.
Рабби Нахум из Чернобыля однажды провел брит-милу, а сандаком был Рабби Авраам. В синагоге собралась большая толпа, жаждущая увидеть Рабби Малаха. Но когда он пришел, все, кроме несколько человек, разбежались, и шамаш боялся заговорить с ним. Когда Рабби Малах приблизился к биме, Рабби Нахум так испугался, что выронил нож моэля и забыл, произнес ли он благословение над милой. Вернувшись домой, Рабби Нахум сел и молчал растерянно. Слуга принес ему кофе, и дважды он отказывался, говоря: «Как мы можем пить, когда знаем, что есть человек, который так высоко служит Б-гу?»
Однажды, когда он молился, его душа начала отделяться от тела. Рабби Шнеур Залман поручил окружающим заменить его тфилин Раши на тфилин Рабейну Тама. Только после этого он вернулся к своему обычному состоянию.
Рабби Нахум узнал о смерти Рабби Авраама через несколько дней в Суккот. Он бился головой об стенку, непрерывно плакал в течение двух часов. Наконец, его хасиды отнесли его в Сукку и сказали: «Ребе, сегодня Йом Тов!» Только тогда он восстановил самообладание и рассказал о величии Малаха.
Рабби Авраам прожил всего 36 лет, как раз достаточно долго, – говорят хасиды от имени Рабби Меира из Перемышлян, – чтобы освободить душу благочестивого Рабби Исраэля из Ружина из «сокровищницы душ».
Когда Рабби Моше из Саврана заметил, что рабби Авраам прожил недолго, Рабби Исраэль возразил: «Не имеет значения! Человек приходит в этот мир только для того, чтобы совершить то, что хорошо для его души. Закончив, он возвращается к Источнику, откуда была высечена его душа».
Сообщения во сне
После недели шивы, жена Рабби Авраама приехала в Фастов, чтобы получить завещание мужа. Последователи Рабби Авраама пытались ее утешить, но она была безутешна. В ту ночь ей приснилось, что она вошла в большой красивый дворец, где увидела своего мужа с сияющим от радости лицом и нескольких знатных старцев.
«Моя жена всегда жаловалась, что я чрезмерно воздерживаюсь, — сказал он им, — и была оправдана. Поэтому я прошу у нее прощения в вашем присутствии».
«Ты прощен от всего сердца», — ответила она.
«Тора позволяет ей выйти замуж повторно, — продолжал Рабби Авраам, — тем более, что ей всего 24 года. Я не буду ей препятствовать. Но если она согласится не выходить замуж за другого, я покрою все ее расходы. А когда она приедет домой, у каждого нашего ребенка будет уже подходящий шидух».
Когда она вернулась домой, ее дети сразу же нашли хорошие шидухим и ее бизнес улучшился и обеспечил все ее потребности. Малах продолжал появляться в ее снах всякий раз, когда это было необходимо.
Когда жена Рабби Нахума из Чернобыля скончалась, Рабби Нахум подумывал взять в жены вдову Рабби Авраама. Он послал сына Малаха, раввина Шалома Шахну, чтобы обсудить это с ней.
Однажды ночью, по дороге к дому своей матери, Рабби Шалом Шахна увидел во сне, что его отец стоит у входа в великолепный дворец, его руки достают до его потолка. «Кто посмеет войти в мой дворец?!» — крикнул Малах. Очнувшись, Рабби Шалом Шахна понял, что он и Рабби Нахум преступили границы.
Инструменты доступности