Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 12 Элула Йорцайт/Илула Рабби Симха Буним из Пшисха
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Симха Буним из Пшисха
Йорцайт – 12 Элула
Место захоронения – Польша
В молодости Рабби Симха Буним учился в Йешивот Маттерсдофа и Никольсбурга, где его учителем был Рабби Мордехай Банет.
Он познакомился с хасидизмом благодарю своему тестю и стал последователем Магида из Кожниц.
После работы управляющим лесорубки, а затем аптеки, он познакомился, попал под влияние и стал близким другом Рабби Хозе из Люблина. Когда Рабби Яаков Ицхак “Аид а-Кадош” (святой еврей) покинул круг Хозе, чтобы основать свой в двор в Пшисха, Рабби Буним последовал за ним туда и стал его последователем и продолжателем его дела после смерти “Аида а-Кадош”.
Главным принципом этого учения – было самопознание и самонаблюдение.
Это направление продолжили Коцкер Ребе, Воркер Ребе, Хидушей Хаим из Гур (зехуто яген алейну).
Его учение было собрано в книгах – «Коль Симха», «Раматаим Цофим», «Хедват Симха».
Однажды Рабби Симха Буним сказал: «Я узнал значение слова «любовь», когда подслушал разговор между польскими крестьянами в Таверне. Один другому говорит: «Ты любишь меня?» Тот отвечает: «Конечно». Первый не унимается: «Тогда скажи, что у меня болит?»
«Не знаю» – ответил второй.
«Тогда как же ты можешь говорить, что любишь меня. Любить, быть другом – это знать, где болит».
Любовь к ближнему
Рабби Симха Бунам из Пшисха однажды возвращался домой из Данцига, когда наткнулся на поселок, где жил раввин Залман Хасид. Рабби Залман был великим в Торе и в добрых делах, но был крайне беден. Когда Рабби Симха Буним прибыл в гостиницу, он немедленно послал за Рабби Залманом. Он увидел, что тот был одет в лохмотья и поношенную одежду, хотя была зима, холод сильный.
– «Иди, – сказал ему Рабби Симха Буним, – и приготовь мне еду, еду для хасидов. Вот немного денег». И дал ему полную пригоршню монет, не пересчитывая их.
Рабби Залман пошел на рынок и щедро потратился на покупку всего необходимого для еды: мяса, рыбы и всяких напитков, и даже деньги у него еще остались.
Пока раввина Залмана не было, раввин Симха Бунам послал за скорняком и купил у него красивую шубу. Он послал за обувью, тканью для костюмов и другими предметами одежды.
Перед едой он поручил уборщику гостиницы отнести всю купленную им новую одежду в дом раввина Залмана Хасида. Он также сам зашел в дом раввина Залмана, выгнал всех из дома и одел раввина Залмана с макушки до ступней ног. Затем он заметил семью раввина Залмана, также одетую в лохмотья и поношенную одежду. Он отправил ткань для всех членов семьи. Дом был наполнен светом и радостью, и они сели, ели и веселились.
Собираясь в путь, Рабби Симха Буним пошел к Рабби Залману, чтобы получить от него благословение. Рабби Симха Буним дал ему золотой динар, который Рабби Залман отказался принять.
– «Ребе, – сказал он, – у меня еще осталась сдача от покупки продуктов для еды, помимо одежды, которую вы купили для меня и для членов моей семьи».
– «Позвольте мне сказать вам, – ответил Рабби Симха Буним: «Тот, кто дает милостыню из жалости, потому что он жалеет бедняка и не может видеть его в его плачевном состоянии, не соблюдает заповедь о подаянии милостыни. Он проявляет милосердие не к бедняку, а к самому себе. Речь идет не о том, чтобы «отдает охотно от всего сердца», а о том, чтобы отдает из чувства жалости. То, что я дал вам до сих пор, было только потому, что во мне пробудилась жалость и я не мог видеть вас и вашу семью в таком плачевном состоянии, в лохмотьях. Но теперь, когда вы одеты в новую, красивую одежду, я готов соблюдать заповедь благотворительности».
Все кости
Когда недруги Рабби Бунима спрашивали, отчего он каждое утро запаздывает с молитвой, он отвечал: «У человека есть кости, которые продолжают спать даже после того, как он сам проснулся».
Сказано в Теилим (35:10): «Все кости мои будут говорить: Бог! Кто подобен Тебе?»
Вот почему человеку следует подождать с молитвой, пока не проснулись все его кости».
Давид и мы
Рабби Бунима однажды спросили:
«Мы многократно каемся в своих грехах в Йом Кипур. Почему же мы не узнаем о том, прощены ли нам наши грехи?»
Вот ведь Давид едва успел вымолвить: «Согрешил я пред Господом», как ему было сказано: «Господь снял твой грех». «И сказал Давид Натану: согрешил я пред Господом… И сказал Натан Давиду: Господь снял твой грех – ты не умрешь».
Рабби Буним на это ответил:
«Ведь Давид сказал: «Согрешил я пред Господом», имея в виду: «Поступай со мною согласно Твоей воле, и я приму это с любовью, ибо Ты, Господи, справедлив». Когда же мы говорим: «Мы согрешили», то полагаем, что Богу свойственно прощать нас; а когда сразу после этого мы добавляем: «Мы предали Тебя», то считаем, что теперь, уже простив нас, Он и в дальнейшем будет к нам благосклонен».
Пусть зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(Tzadikim.com, «Хасидские истории. Поздние учителя» Бубер Мартин)
Инструменты доступности