Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 11 Тамуза Йорцайт/Илула Рабби Цви Гирш из Жидачев
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Цви Гирш Эйхенштейн из Жидачев – «Сар Бейт а-Зоар» (принц Зоар)
Йорцайт – 11 Тамуза
Место захоронения – Жидачев
11-е Тамуза, по мнению многих Мекубалим столь же велико, как Лаг Баомер — день, когда наши молитвы имеют огромную силу аннулировать плохие указы согласно Зоар а-Кадош. В прошлом было принято путешествовать в Мерон 11 Тамуза.
Около 200 лет назад жил великий Рабби Цви Гирш из Жидачев. Он родился в галицийском местечке Сафрин, тогда принадлежавшем Венгрии, в 1763 году в семье Рабби Ицхака-Айзика и Ребецен Хинды.
Рабби Цви Гирш был учеником Рабби Моше из Сасова, Менахема-Менделя из Риманова, Магида из Кожниц и в первую очередь учился у великого Провидца Якова-Ицхака из Люблина – Хозе ми-Люблин.
Его ученики – великие Рабби Ицхак-Айзик из Комарно, Рабби Цви-Элимелех из Динова («Бней Иссахар»), Рабби Ицхак-Айзик из Жидачева говорили о нем: «его святые уста произнесли».
Великий Мальбим тоже учился у Адмора из Жидачев. Рабби Цви-Гирша именовали «Сар Бейт а- Зоар» — принц Зоар, комментариям к которой посвящена его самая известная книга: «Атерет Цви» (Корона Оленя).
Рабби Ицхак-Айзик из Комарно писал, что душа его учителя была частью души великого каббалиста, ученика Аризаля – Рабби Хаима Виталя, «которая в свою очередь близка к душе Рабби Акивы».
Своему брату Рабби Моше Цви-Гирш рассказал, что его душа в прежних перевоплощениях была душой одного из Первосвященников времён Второго Храма – Рабби Ишмаэля.
Другие каббалисты утверждали, что в Рабби Цви-Гирше живёт душа мудреца Януки (малыша), о котором упоминает книга «Зоар».
Братья Рабби Цви Гирша
Реб Цви Гирш из Жидачева, Реб Моше из Самбора, Реб Александр Сендер из Комарны, Реб Иссахор Бейриш из Жидахова и Реб Липа из Самбора.
Старший сын, Реб Цви Хирш, говорил о своем отце: «Я как уксус, сын вина», указывая на то, каким великим он считал своего отца.
Однажды, когда Реб Ицхок был уже совсем стар, он издал долгий громкий вздох. Жена спросила, что его беспокоит. Он ответил, что беспокоится о том, заслуживают ли они того, чтобы отправиться в Ган Эден. Жена ответила двумя словами из главы этой прошлой недели, Хукат (20, 19): בַּמְסִלָּה נַעֲלֶה, «проторенной дорогой взойдем». На самом деле она имела в виду под этими словами: «נַעֲלֶה мы поднимемся в Ган Эден – בַּמְסִלָּה имеет первые буквы имен их сыновей: Бейриш, Моше, Сендер, Липа и Гирш. Благодаря заслугам наших великих сыновей мы заслужим Ган Эден».
Пурим
Было принято назначать на праздник Пурим особых «пуримских» «раввинов», «судей», «стражников». Однажды в Жидачеве на роль пуримского «министра юстиции» выбрали племянника Ребе Цви-Гирша – Копла. Тот, изрядно уже пьяный и нелепо одетый, заявился с дружками в дом дяди и был принят с почётом и посажен на место Адмора. «Министр» развалился в кресле, потребовал себе и своим «советникам» вина, сам Адмор ему прислуживал. Удовлетворённый, «министр» икнул и вопросил: «в чём просьба твоя?» — «Не будет ли Вашему Превосходительству угодно отменить свечной сбор, введённый с начала этого года казной?». После совещания с «советниками» «министр» утвердил отмену. Выпили за это. «А не будет ли Вам, Ваше сиятельство, если я нашёл милость в глазах Ваших, угодно отменить и несправедливый налог на кошерное мясо?» Вновь совещание, отмена и кубки. «Можно ли мне осмелиться попросить ещё об одном одолжении господина министра? — Осмеливайся! — Прикажите отменить указ о призыве еврейских юношей в армию».
«Что? — взревел «министр» — ни за какие коврижки, пусть служат Государю-императору!». «Копл, это же я, твой дяди Цви, отмени указ, ты сегодня можешь многое сделать для своего народа!» — «Государю я служу, а не родственникам».
Когда назавтра ничего не помнящему Коплу хасиды пересказали всё, что происходило в доме ребе, тот от стыда забился в дальний угол синагоги. «Всё от Него, Копл, Вс-вышний водил твоей рукой и вкладывал слова в твои уста». В том году неожиданно были отменены свечной сбор и сбор на кошерное мясо, но рекрутская повинность действовала.
Капара за свой народ
Однажды, когда он был в синагоге, все еще закутанный в свой талит и тфилин, ему рассказали о находящихся поблизости евреях, пострадавших от эпидемии. Новость огорчила цадика, и он хотел помочь. Он был готов отдать свою жизнь, чтобы спасти своих собратьев-евреев. После молитвы Шахарит он положил руку на мезузу, закрыл глаза и помолился Вс-вышнему. Он попросил, чтобы Вс-вышний забрал его, как капару за евреев. Рабби Цви хотел пожертвовать своей жизнью ради Ам Исраэль. В тот же день цадик заболел и на следующий день скончался, а эпидемия закончилась.
Перед смертью «Сар Бейт а-Зоар», мудрец и каббалист, столько сделавший для своего народа, мучительно искал: «с чем же я пойду на Суд?».
И наконец вспомнил: «я устроил свадьбы 40 парам сирот — вот с чем я могу предстать перед Судьёй».
Из глубин
Эту историю рассказывал Рабби Цви Гирш из Жидачева: «В день накануне субботы меня изгнали из города Броды, и я был в великой немилости. Я шел и шел, не останавливаясь, и когда я добрался до дому к вечеру, уже в канун субботы, я пошел прямо в дом молитвы как был, в будничной одежде, и у меня хватило сил только помолиться. Но на следующее утро, до утренней молитвы, я обратился к Господу: “Владыка мира, ты видишь унижения тех, кто был подвергнут унижению, и ты видишь мое сокрушенное сердце. Пошли мне свет, дабы я мог молиться Тебе”. И тут сердце мое охватило огнем. Моя молитва была подобна факелу. Никогда прежде со мной не бывало такого, и никогда такому не повториться».
Двойной ответ
Рабби Ѓирш однажды сказал своим хасидам: «Бывает, что когда человек приходит ко мне и просит помолиться, дабы оказать ему содействие в каких-то обыденных, мирских делах – просьба одного об аренде, другого – о лавочке, – то в тот же момент душа этого человека молит меня о спасении в высшем мире. И мой долг – дать ответ на обе мольбы в едином ответе».
Не числом…
Однажды Рабби Цви Гирш из Жидачева, войдя в дом молитвы, сказал собравшимся там хасидам: «Дети мои, ведь сказано: “Царь не спасется войском многочисленным”. Если у цадика много хасидов, это не делает его сильнее в глазах Б-га».
Подозрение и опасение
Рабби из Комарно, племянник Рабби Гирша, рассказывал:
«Это было в Шавуот. Только занималась заря, когда я вошел в комнату моего дяди и учителя – но он не заметил меня. Он расхаживал взад-вперед по комнате и изливал свое сердце Господу. В этот праздник к нему приехало человек четыреста, если не пятьсот. И он сказал: “Уж не Самаэль ли послал всю эту толпу ко мне, чтобы отвлечь меня от общения с Тобою? Сжалься над моей бедной душой и не лишай меня Твоего присутствия!”»
Каждый Рабби имеет свои достоинства
Однажды в субботу Рабби Цви-Гирш, прервав свои поучения во время третьей трапезы, сказал:
«Есть хасиды, которые, приехав к своему Рабби, объявляют, что нет в мире другого учителя, кроме него. Это – идолопоклонство. А что им следует говорить? Говорить им следует вот что: “Каждый Рабби хорош для своих хасидов, а вот для нас лучше всех – наш Рабби”».
Излучающий свет
Рабби Моше из Самбора, младший брат Рабби Цви-Гирша, в молодости ходил по окрестным деревням и торговал вразнос. Когда он возвращался домой и читал послеполуденную молитву, он чувствовал, что все его тело буквально излучает свет.
Вот что рассказывает сам Рабби Моше: «Однажды я спросил своего брата и учителя: “Почему так происходит: когда я возвращаюсь домой после целого дня торговли и начинаю молиться, я ощущаю, что мое тело излучает свет, будто на меня снизошла Шхина?”
Ответ моего брата был, как обычно, ясным и прямым: “А почему это тебя так удивляет? Когда путник ходит путем Господа, то порой, незаметно для него самого, все святые искры с полевых трав и деревьев в лесу прилепляются к этому человеку, освещая его великим светом”».
Еще не время!
По пути в Мункач (Мукачево) Рабби Ѓирш обычно заходил к старому Рабби Моше в город Уйхей, и Рабби Моше сетовал, по обыкновению, что Машиах все никак не приходит. «Видишь ли, – говорил Рабби Гирш, – я стараюсь не оставлять без внимания никого, даже самого нетвердого в вере, и дохожу до корней его отступничества, обнаруживая, что основа его греховности – нужда или вожделение. А в таких случаях мне удается выручить его из беды. И что ты скажешь: следует ли считать все эти души безнадежно потерянными? А ведь приди Машиах сегодня, и они окажутся потерянными».
Перемена
Вернувшись с похорон своей жены, Рабби Гирш отправился в свою комнату, и домашние слышали, как он сказал: «До сего дня я достигал святого единения благодаря браку здесь, на земле, а теперь мне следует попытаться достичь святого единения благодаря браку небесному».
Две недели спустя его не стало.
https://silatehilim.com/%D1%81%D0%B5%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%82-%D1%80%D0%BE%D1%88-%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%88-%D0%B8-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%85-%D0%B1%D0%B0%D1%82-%D0%B0%D1%88%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%81/
Пусть Зхут Цадика Рабби Цви Гирш ми-Жидачев хранит наш народ!
(https://fil.wikireading.ru/96253)
Инструменты доступности