Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 11 Нисана Йорцайт Рамбан – Нахманид
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Моше бен Нахман – Рамбан – Нахманид (1135-1204) – комментатор, талмудист, каббалист.
Душа Рамбана была очень высокого уровня. В «Шаар а-Гилгулим» (хакдама 36) Аризаль утверждает: «Рамбам (Маймонид) происходит от левой стороны бороды (бакенбарда), поэтому он не удостоился познать мудрость Зоар, но Рамбан (Нахманид) из правой стороны бороды и поэтому он удостоился познания мудрости Зоар».
Ари также свидетельствует о глубине и достоверности мистической части комментария Торы Рамбана и считает Рамбана последним представителем древней каббалистической школы, получившим прямую передачу мистических тайн, которые впоследствии были сокрыты.
Потомок известной раввинской семьи, родственник Рабби Йоны из Жероны, Рамбан учился у Рабби Йегуды бен Якара и Рабби Натана бен Меира. Его наставниками в каббале были Рабби Эзра и Рабби Эзриэль, оба из Жероны. Он также изучал медицину, которой занимался профессионально, языки и физику.
Рамбан олицетворяет лучшее и благороднейшее в испанском еврействе. Большую часть жизни Рамбан провел в Жероне, распространяя Тору среди своих многочисленных учеников. Он был признан главным галахическим авторитетом во всей Испании, и его решения уважали и в других странах.
В 1238 году Рамбана призвали высказать свое мнение по поводу большого спора о произведениях Рамбама. В ответ он восхвалял ученость раввина Шломо из Монпелье, возглавлявшего оппозицию Рамбаму, и сурово наказывал всех, кто оскорблял этого великого талмудиста за его рвение. В то же время Рамбан также стремился унять ярость противников Рамбама, указав, что Мишне Тора не проявляет снисходительности в толковании Галахи и иногда бывает довольно строгой.
Что касается «Море Невухим» Рамбама (Путеводитель растерянных), Рамбан объясняет, что она не предназначался для общественного пользования, а только для тех, кого философия сбила с пути. Он также указал, что, хотя «Море Невухим» может быть ненужным и даже вредным для евреев Франции и Германии, он жизненно необходим для философски ориентированной сефардской общины Испании. Соответственно, он умолял распространителей запрета отменить его, разрешив изучение «Море Невухим».
Рамбан написал Хидушим на большую часть Талмуда в стиле тосафистов. Другие его работы включают «Торат а-Адам», сборник законов траура, кульминацией которого является «Шаар а-Гемул», трактат, посвященный награде и наказанию и оживлению мертвых; Игерет Муссар, этическое послание, адресованное его сыну; Сефер а-Геула о приходе Машиаха; комментарий к Йову; Мишпат а-Херем, о законах отлучения, которая была напечатана Коль Бо; Хилхот Бедика о законах, регулирующих исследование легких животных после ритуального убоя; Хилхот Халла; и Хилхот Нидда (напечатано с его хиддушим к трактату Нидда). Каббалистический трактат ХаЭмуна Ве ха-Битахон и Игерет а-Кодеш.
Диспут Рамбана
В 1263 году король Яков Арагонский вынудил Рамбана провести публичный религиозный диспут с еврейским отступником Пабло Кристиани. В присутствии короля Якова и многих сановников и священнослужителей Рамбан полностью сокрушил своего противника логикой своих аргументов. В восхищении король наградил победившего Рамбана подарком в 300 монет. Однако фанатичные доминиканские священники начали распространять слух о том, что их сторона победила в дебатах. В ответ Рамбан опубликовал точный отчет о вопросах и ответах, использованных в споре, под заголовком Сефре а-Вихуах. Затем священнослужители обвинили его в унижении католической религии. Рамбан признал обвинение, но утверждал, что он написал только то, что сказал во время диспута в присутствии короля, который предоставил ему свободу слова. Тем не менее Сефер а-Вихуах был приговорен к сожжению, а Рамбан изгнан из Арагона.
В течение трех лет Рамбан жил в Кастилии Прованской, где начал писать свой монументальный комментарий к Торе, уникальный тем, что он не только интерпретирует стихи, но и анализирует темы, представляя их с точки зрения Торы. К агадическим и каббалистическим толкованиям примешивается тщательное изучение других комментариев, особенно Рамбама и Ибн Эзры, которых Рамбан резко критикует за чрезмерно рациональный подход, который, отклонялся от истинного талмудического и каббалистического толкования. Рамбан также часто не согласен с переводом Раши, и такие более поздние авторы, как Мизрахи и Маарал, написали опровержения в защиту Раши. Комментарий Рамбана к Торе широко изучается. Печатается во всех изданиях «Микраот Гедолот».
Израиль
В 1267 году в возрасте 72 лет Рамбан решил поселиться в Эрец-Исраэль. Перед отъездом он написал работу по Коэле, восхваляя Святую Землю и заповедь милосердия. После трудного пути и многих страданий Рамбан прибыл в Акко в Элуле в 1267 году. Он провел Рош а-Шана в Иерусалиме, находившемся в плачевном состоянии из-за опустошения, учиненного крестоносцами. Рамбан назначил заброшенный дом синагогой и привез свиток Торы из Шхема. В этой синагоге он дал драшу о законах шофара и увещевал жителей Израиля быть чрезвычайно осторожными, чтобы их действия были праведными, ибо они подобны слугам в царском дворце. С помощью Рамбама еврейская община в Йерусалиме, которая почти прекратила свое существование, начала свое возрождение.
Сам Рамбан поселился в Акко, тогдашнем центре Торы, и собрал вокруг себя кружок учеников. Здесь он завершил свой комментарий к Торе. Он поддерживал тесные контакты со своей семьей в Испании, рассказывая им об условиях на Святой Земле.
Различные мнения помещают место захоронения Рамбана в Хеврон, недалеко от пещеры Махпела, Хайфы, Акко или Йерусалима.
Риваш (рабби Ицхак бен Шешет Перфет) пишет о нем: «Все его слова подобны искрам огня, и целые общины Кастилии полагаются на его галахическое постановление, как если бы оно было дано непосредственно Всемогущим Моше Рабейну».
Игерет Рамбан
https://silatehilim.com/игерет-рамбан-письмо-рамбана-сыну/
10 Псуким Рамбана кенегед Кторет
https://silatehilim.com/10-псуким-теилим-по-рамбану-как-вс-вышн/
Молитва в Рош Ходеш Адар по сидуру Великого Рамбана
https://silatehilim.com/молитва-в-рош-ходеш-адар-по-сидуру-рамб/
Пусть Зхут Великого Цадика Рамбана хранит Ам Исраэль!
(https://dailyzohar.com/tzadikim/191-Rabbi-Moshe-Ben-Nachman-Nachmanides)
Инструменты доступности