Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 1 Швата Йорцайт Рабби Носсон Нота из Хелма
Рабби Носсон Нота бен Авроом из Хелма (1812) – ученик Ребе Элимелеха из Лиженска и Рабби Мордехая из Несвиж – автор Нота Шашуим.
Йорцайт – 1 Швата
Место захоронения – Хелм, Польша
Ребе Носсон Нота Бройде отличался от других хасидских ребе своего поколения. В то время должность хасидского раввина передавалась в основном по наследству. Ребе, Реб Нота, был исключением в том смысле, что он не был сыном Ребе, но стал хасидским ребе. Он сам оставил после себя хасидскую династию, которая продолжила свой путь хасидизма. Его потомки также возглавили Лелов и Бостонских хасидов.
Отцом Рабби Ноты был Рабби Авраам, сын Рабби Аарона. Семья происходила от Рав Шауля Валя, известного тем, что на один день был королем Польши. Реб Нота был хасидом раввинов Баруха из Меджибуж и Элимелеха из Лиженска, а также Хозе из Люблина. В частности, он был посвящен Рав Мордехаю из Несвиж. Реб Нота Хелмер, как его звали, считался скрытым святым, который предпочитал не раскрываться до тех пор, пока Рав Мордехаю из Несвиж не попросил его об этом.
Точно неизвестно, когда родился Реб Нота, однако известно, что он умер 1 Швата 1812 года.
О деревне Хелм рассказано много хасидских историй. Уместно рассказать о хелмерском Ребе, Реб Ноте. Вот что говорят хасиды о том, как Реб Нота стал Ребе.
В молодости Реб Нота был меламедом (учителем детей) у арендатора в деревне недалеко от Влодавки. Он обучал ивриту внуков арендатора, который был надзирателем помещичьего леса. Реб Нота целыми днями учил детей, а ночью в его обязанности входило ходить в лес и следить, чтобы крестьяне не украли дрова из леса. Когда деревенские крестьяне узнали, кто новый сторож, они от души посмеялись и сказали: «С таким «жыдлом» сторожем обойдемся».
В первую же ночь, когда меламед стал сторожить, крестьяне пришли в лес и сразу же принялись рубить деревья. Далее в хасидской легенде говорится, что как только они тронулись, крестьяне услышали скорбный крик, разнесшийся по всему лесу. Крестьяне пошли узнать происхождение плача, но все в лесу потемнело и плач шел со всех сторон. Они бродили по лесу, пока, наконец, не достигли пещеры и не увидели исходившее из нее ясное сияние, а изнутри услышали плач, разрывающий их сердца на части. В пещере они увидели лежащего на земле Реб Нота в молитве и трауре. Крестьяне стояли в изумлении от молитв о разрушении Храма. Вскоре они плакали от скорби Реб Ноты об изгнании, пока не рассвело, и им пришлось вернуться к своей работе в поместье лорда. Крестьяне были так очарованы сердечными жалобами Ребы Ноты, что уже не могли украсть в лесу дров.
Жена арендатора стала следить за путями Реба Ноты, пока однажды ночью в пятницу она не увидела свет, сияющий из комнаты, где спал Реб Нота, и не послышалась чудесная песня, которую поют ангелы. Она рассказала своему мужу-арендатору, что говорили крестьяне в деревне о своем меламеде и что она сама видела в пятницу вечером.
Репутация Реб Ноты, как Цадика (праведника) распространилась по всей округе. Реб Нота сам узнал, что о нем говорили в деревне, и пошел к Рав Мордехаю из Несвиж и объяснил, что, поскольку его святые силы теперь известны, он хочет бежать из этого района. Рав Мордехаю из Несвиж сказал ему, что судьба определила, что он должен быть лидером и хорошим защитником евреев, когда это необходимо.
Некоторое время Реб Нота оставался меламедом с арендатором и днем учил мальчиков, а ночью учился и молился в пещере в лесу, пока не стал известен во Влодавке, а затем в Хелме и не стал Ребе с тысячами хасидов. Самое необычное, что даже став Ребе, Реб Нота продолжал путешествовать к другим Ребе за вдохновением.
Сыновьями Ребы Ноты были раввины Аарон и Цви. Его дочь Малка вышла замуж за Цви, сына Хозе из Люблина.
В течение десятков лет после его смерти проповеди Реб Нота оставались неопубликованными. Некоторые из них были уничтожены пожаром в Хелме. Сохранилась только одна рукопись. Рабби Шломо Лейб из Ленчны, сменивший реб Нота, передал его своему внуку, который передал его Рабби Нехемии, внуку Реб Нота, который опубликовал его под именем Нета Шаашуим в 1891 году.
Инструменты доступности