Теилим 91 — «Шир шель Пегаим» 

Хазаль называют 91 псалом «Шир шель Пегаим» — песня пораженных (пострадавших). Этот псалом, когда его читают — очищает воздух и даже способен удалить нечистый дух в мире и отдалить от человека причинителей разного рода ущерба; а также охранять от вредителей и разного рода губителей.

Мудрецы советуют читать этот псалом каждый день — тогда весь год будет защищен. А когда сложились тяжелые обстоятельства и «все летит под откос», особенно важно его читать, ведь сказано: «Йиполь мецедеха элеф урвава миминеха, элэха ло йигаш» — (Рядом с тобой падет 1000 и 10 000 — по правую руку от тебя, но ты останешься невредим) .

— «Йиполь мецедеха  элеф» — это значит с левой стороны от тебя падет 1000 губителей; а «миминеха» — с правой стороны — 10 000.

А есть Мидраш, который рассказывает, что с левой стороны человека охраняют 1000 ангелов, созданных исполнением заповедей. А с правой стороны 10 000 ангелов охранят человека.

Гмара учит, что когда строят новый дом или целый район, то желательно освятить это место, очистить его от скверны, от скопившейся негативной энергии и разного рода  вредителей, чтобы жилось там хорошо.

Когда наши предки начинали строить в Йерусалиме новые районы или дома, они обходили по кругу всю местность, запланированную под застройку и читали 91-й псалом — «Шир Шель Пегаим» — 7 раз.

Хазаль учат читать его так: начинать с последней строки 90 псалма : «Вии Ноам Ашем Элоэйну» — 2 раза.

Затем 7 раз читать Псалом 91 — на иврите  צ — צא (цади = 90) и א ( алеф = 1) — гематрия слова «амен» .

Также принято повторять дважды и последнюю строку 91 псалма: «Орэх ямим асбиэу, веарэу бишуати». А для усиления воздействия этих слов, кабалисты советуют читать этот стих дважды и в обратном порядке: «Бешуати веарэу, асбиэу ямим орэх».

Скрытый смысл 91 псалма:

Согласно Мидрашу, 11 псалмов от 90 до 100 составлены Моше Рабейну, связаны с 90-м псалмом «Молитва Моше» и предназначены 11 коленам:

90 — колену Реувена: «Ты человека доводишь до сокрушения»;

91 — колену Леви: «Кто сидит в сокрытии Вс-вышнего»;

92 — колену Йегуды: «Хорошо благодарить Г-спода»;

93 — колену Биньямина: «Г-сподь воцарился,верховностью облачен»;

94 — колену Гада: «Сила возмездий Г-споди»;

95 — колену Иссахара: «Идите,  ликовать будем»… и т.д.

Талмуд называет 91-й псалом «песнью, помогающей спастись от бед и сил зла». (Талмуд,Швуот 15:6)

И тому, кто проникнувшись ее содержанием прочтет ее, Б-г поможет спастись в час опасности.

Мидраш говорит, что Моше сочинил ее, когда завершил воздвижении Скинии, Храма, который сопровождал евреев в пустыне.

Стихи этого псалмы описывают и самого Моше, который поднялся к высшим мирами и был окутан Б-жественной тайной, словно Облаком, находясь под тенью Самого Творца.

Этот псалом составлен из 3 благословений:

Стихи 1-10 благословение Отца сыну.

Стихи 11-13  благословение Матери.

Стихи 14-16 Благословение Небес.

(Талмуд, Сангедрин 103а)

91:4 — «Он укроет тебя крылом» —

Отношения Творца и человека — это как отношения птенца и его матери, которая всячески оберегает его.

91:7 — «Слева от тебя падут тысячи» —

Имеется ввиду Злых духов. Вс-вышний приставляет к каждому человеку тысячи и десятки тысяч ангелов, которые охраняют его от злых духов.

(Талмуд Бавли, БрахотТанхума)

91:11 — «Ибо своим ангелам заповедует Он, чтобы хранили тебя на всех твоих  путях» —  

2 ангела есть внутри каждого человека: его йецер ара (дурное начало) — слева, которое рождается вместе с человеком  и йецер атов (доброе начало) — справа, которое приходит к человеку, когда он достигает 13 лет и начинает стремиться к Святости. Если доброе начало одолеет дурное, то они объединяются, чтобы охранять человека на всех его путях.

(Зоар на Ваишлах)

«Когда кончается Суббота множество  ангелов — вредителей приступает к работе, летает и бродит в мире и потому, чтобы они не властвовали над святым народом, необходимо читать 91 псалом, который называется «Песней, Изгоняющей  Вредителей«.                                                    

(Зоар а Кадош)

91:11 — «Ибо своим ангелам заповедует Он, чтобы хранили тебя на всех твоих  путях» —                                                                                        Это благословение Ривки сыну Яакову, когда она его отправила к своему брату Лавану, чтобы избежать мести со стороны Эсава.

91:14,15  —  “Я вознесу за то, что он знает Имя Мое. Воззовет он ко Мне – и Я отвечу ему”» —                                                                                                                  Почему остаются без ответа молитвы Израиля?  Ибо они не знают Имени, присущего лишь Ему, как сказано: “Я вознесу его за то, что он знает Имя Мое. Воззовет он ко Мне – и Я отвечу ему”».

(Мидраш «Шохер тов») 

91:5 — «Не испытаешь ужасов ночи, ни «стрелы», летящей днем» 

Мазик, вредоносная сила, которая перемещается по воздуху.  Он летит подобно стреле, и поэтому в стихе о нем сказано: «Не бойся ужасов ночи, ни «стрелы», летящей днем». Как можно защититься от него? Путем исполнения  заповеди : «изгнания  наседки из гнезда, прежде чем взять птенца или яйцо».    

(Мидраш Теилим)

91:1  «Посвященный в тайну Вс-вышнего, под сенью Вс-могущего обитает» —                                  

В час, когда Моше поднялся на Небеса, он сложил  91  псалом — «Посвященный в тайну Вс-вышнего».                              

Когда Б-г сказал Моше: «Сделайте Мне Святилище — и Я буду обитать среди вас», — Моше сложил псалом: «Посвященный в тайну Вс-вышнего, под сенью Всемогущего обитает» — ибо его охватило страстное желание  пребывать под сенью Г- спода.

(Шохер Тов; Бемидбар Раба 12:3)

 91:7 — « Рядом с тобой падет 1000 и 10 000 — по правую руку от тебя, но ты останешься невредим» –

Сказал Раби Александри со слов Раби Йеошуа бен Леви: «Завершивший молитву должен отступить на 3 шага назад и затем поклониться.» И от имени Рава Шемайи сказали: «Кланяются сначала в вправо, а затем влево. Как сказано: «и 10 000 по правую руку от тебя» — ( правая сторона человека предпочтительна, ибо она в состоянии выдержать нападение 10 000 бесов — разрушителей) .    

(ВТ  Йома 53б)

Аба Биньямин сказал: «Если бы глазу было разрешено видеть их, никто не смог бы устоять перед бесами»;

Абайе сказал: «Их больше, чем нас»;

Рав Уна сказал: «У каждого из нас — слева 1000 и 10 000 — по правую руку»;

(ВТ  Брахот 6а)  

Сказал Раби Юдан от имени Раби: «Нет бейт рубо (около 50 кв м ) на всем пространстве земли, чтобы не было на нем 9 кавов (около 2,5 литров) бесов. Человек протягивает руку — и она проходит сквозь беса».

Но Г-сподь оберегает нас от них.

Сказали наши учителя: «Завязаны глаза бесов, как глаза осликов, которые мелят муку. Но в час, когда человек грешит, это покрывало спадает, бес смотрит на человека и человек меняется в лице, ибо бесы внезапно поражают его.»              

(Шохер Тов).