9 ава и Гид а-наше
Тора передает нам:
«и остался Яаков один. И боролся человек с ним до восхода зари. Но увидел тот, что не одолевает его, и тронул сустав бедра его, и вывихнулся сустав бедра Яакова в борьбе с ним». (Брейшит, 32:25, 26)
В результате Яаков «хромает на бедро свое. Поэтому сыны Израиля до настоящего дня не едят седалищного нерва, который у сустава бедра, потому что поразил тот седалищный нерв Яакова». (Брейшит, 32:32, 33)
Известно, что с Яаковом боролся ангел Эсава (брата Яакова).
Согласно книге Зоар hа-Кадош, ангел увидел, насколько силен Яаков (с двух сторон его защищали отцы, Авраам и Ицхак), – и не смог победить. Тогда он повредил ему бедро – наружную, выступающую часть тела. (Зоар, I, 146а, 171а)
Бедренный сустав символизирует связь между дарованными человеку свыше умом и сердцем, и нашими поступками.
Ноги, благодаря которым мы стоим на земле, это образ нашей вовлеченности в материальный мир, нашей борьбы за выживание.
Голова, туловище и ноги олицетворяют – разум, эмоции и их воплощение в жизнь.
На иврите Гид hа-наше – גִּיד הַנָּשֶׁה – сухожилье (гид) – «седалищный нерв» .
Яаков действительно был прочно защищен, но «увидел тот, что не одолевает его, и тронул сустав бедра его».
Этот сустав служит соединительным звеном с ногами и символизирует механический характер наших поступков и призваний. Если человек действует механически, его поведение несерьезно, лишено глубины, то он в наибольшей степени уязвим. В этом случае материальное особенно давит на него и может ранить.
В книге Зоар, в одном месте говорится, что Яаков был ранен в Нецах (правое бедро), в другом – что в Од (левое бедро). (Пардес, врата 17, «Бедро Яакова»)
Но, солнце взошло и стало исцелять Яакова, пока он не стал полностью здоров. (Раши, 33:18) Мы тоже исцелимся, когда придет Избавление.
Зоар раскрывает еще один смысл.В Торе написано – «эт гид hа-наше», а «эт» («алеф», «тав») – акроним «тиша бе-ав» (9 ава), самого печального дня календаря, когда мы вспоминаем о разрушении Храма римлянами, наследниками Эйсава.
Этот стих содержит глубокое предвидение: «неизвестный» (ангел Эсава, предка римлян) «тронул сустав бедра Яакова», в результате чего разрушил Святой Храм и отправил еврейский народ в изгнание. Из-за полученной травмы «не едят сыны Израиля (соответственно, в тиша бе-ав)».
«Акедат Ицхак» идет еще дальше: все выражение целиком – «эт гид hа-наше» – указывает на 4 поста в году, когда мы вспоминаем о разрушении Храма сынами Эйсава:
«эт» – «тиша бе-ав»;
«гид» – начинается буквой «гимел» (3 Тишрея, пост Гедалии),
«йуд» – (10 Тевета),
«далет» – (4-й месяц, Тамуз) – подразумевает 17 тамуза;
«hа-наше» – состоит из тех же букв, что и «hа-шане» (год).
Таким образом, в стихе говорится о том, что травма, нанесенная Эсавом и, приведшая к повреждению седалищного нерва у Яакова, воплотилась в историческом времени, поэтому мы постимся 4 дня в году.
(Рав Симон Джекабсон, журнал “Лехаим”)
Более того, передают мудрецы, что каждая из 365 запретительных заповедей соответствует 1 дню – и заповедь запрета есть “гид а-наше” – соответсвует 9 ава. У каждого дня года есть ангел, ответственный за этот день, а дню 9 ава – соответствует ангел Эсава – тот, кто боролся с Яаковом Авину.