13 Мидот Рахамим в Теилим
Теилим 86:15
«Веата Ад-най Эль Рахум веХанун Эрэх Апайим Верав Хэсед веЭмет» – (но Ты, Г-споди, – Б-г щедрый и милосердный, долготерпеливый и полный праведности и истины).
Теилим 103:8
«Рахум веХанун Ад-най, Эрэх Апайим Верав Хэсед» – (Щедр и Милосерден Г-сподь, долготерпелив и полон праведности).
Когда Моше Рабейну попросил Творца: «И ныне, если обрел я милость в Твоих глазах, дай же познать мне Твои пути» (Шмот 33:13), Вс-вышний ответил ему определением, состоящим из тринадцати слов:
«И прошел Господь пред его лицом, и возгласил: Господь есть Господь, Сильный, Милосердный и Милостивый, Долготерпеливый и великий милостью и истиной; Он хранит милость для тысяч, снимает вину и преступление, и прегрешение…». (Шмот 34:6,7)
Это определение называется «Шелош эсре мидот шель рахамим», где раскрывается Небесная Система управления миром — через гармоничное равновесие непрерывного потока Благословения Небес – Хесед, заданной при Сотворении Мира структуры границ и ограничений – Дин.
Одна из основных частей Сифра де-цниюта (глава книги Зоар, где изложены основы процесса Сотворения Мира, которые необычайно сложны для понимания) – построена как комментарий к «Шелош Эсре мидот».
(Рав Элиягу Эссас)
«Шелош Эсре мидот…» принято произносить, как часть молитвы весь месяц Элул – когда читаются покаянные молитвы «Слихот» и в дни между Рош а-Шана и Йом Кипуром (10 дней раскаяния), а также в дни постов. Во многих общинах их произносят каждый день, кроме суббот и некоторых праздников.
«Шелош Эсре мидот» – произносят только в миньяне.
Но в главах Теилим можно произносить ежедневно без привязки к миньяну.