32 зуба и Тикун перемалывания еды
Объясняет Ари а-Кадош в «Шаар Таамей а-мицвот» на Парашат Экев:
«На протяжении всей еды или хотя бы во время съедения кезайт хлеба, над которым было произнесено «а-моци», человек должен мысленно представлять себе следующие слова:
«Очищение и отбор [Искр Святости из пищи] происходит благодаря 32-м зубам, соответствующим 32-м тропам мудрости («Сефер Йецира»), ибо «мыслью очищается все».
И зубы эти перемалывают и измельчают пищу, вследствие чего отделяется съедобное от несъедобного.
И это подобно мельничным жерновам. Они перемалывают зерно, отделяя мякину и отруби (то есть шелуху, клипот) от муки (то есть еды), которые до помола составляли неразделимое единство».
Кроме того, сказано там о необходимости настроиться на 2 аспекта очищения съедаемой пищи:
– первый связан с отделением хорошей, съедобной ее части от сорных примесей и шлаков, проникших в еду в результате греха Адама, а также тех, которые были смешаны с ней еще в начале Творения;
– второй аспект очищения касается исправления душ, проникших в еду и питье в процессе своего круговорота – гильгулим нешамот.
Аризаль объясняет это так:
«Вознамерься проглотить пищу после ее пережевывания, ибо там, в желудке, завершается ее очищение и отбор.
Еда в нем переваривается, и все лучшее из нее превращается в кровь, проникает в печень и распространяется по всем органам и артериям, отходы же спускаются по кишкам и выходят наружу».
Но, если найдется человек, у которого выпало большинство зубов и осталось лишь пять или шесть, то пусть не думает, что этого недостаточно, чтобы совершить вышеупомянутый Тикун.
Даже с теми немногими зубами, которые у него есть, этот Тикун будет совершенным, поскольку изначально были у человека все 32 зуба, и те, что у него остались, также происходят от 32-х путей мудрости.
(Бен Иш Хай на парашат «Балак»)