30 редких сгулот Афрашат Хала

Каждая женщина имеет искру «нешамы» Хавы, но только еврейской женщине дана привилегия исправить её грех через мицву «афрашат хала». (Эстер Ривка Толедано)

1. Сгула – 13 раз просеивать муку для получения прощения

«Веhая баахольхем милехем hаарец тариму терума ла-Ад-на. Решит арисотехем хала тариму терума китрумат горен кэн тариму ота» — (когда будете есть хлеб той земли, возносите приношение Б-гу. От начатков теста вашего возносите лепешку в приношение; как приношение с гумна, так возносите ее).                                                      

 Учат Хазаль, что через хлебное приношение — минху – евреи получали прощение. Минха входила в грехоочистительную жертву всесожжения. Хлебное приношение – это жертва из пшеничной или ячменной муки. Но мало кто вспоминает, что муку тогда просеивали 13 раз. А нам известно, что 13 – это сакральное число у евреев – 13 «мидот Рахамим» Вс-вышнего, гематрия слов «эхад» и «аhава».                                                                              

Дальше нам Тора говорит, что одну часть минхи сжигали на жертвеннике, а другую отдавали есть коэнам: «И искупит коэн всю общину и будет прощено им» — «ве-нислах ло». Обратив внимание на то, что слова «лехэм» (хала), «мелах» (соль), обозначающие ингридиенты, которые мы просеиваем перед замешиванием теста, и слово «мхоль» (прости) – состоят из одних и тех же букв, мы приходим к следующему выводу.

Просеивая 13 раз муку для «лехэм», в которую добавляем «мелах» — соль, мы удоставиваемся через 13 мидот Рахамим Ашема – бе Рахамим Рабим, ве Хесед, ве Аhава – «мхоль» — прощения. (Хидуш «Сила Теилим» по книге «Хлеб нашей жизни» А. Давидова)

2. Сгула располагать на Шабатнем столе 12 хал в форме огласовки «сеголь»

Рабанит Лея бен Абу (правнучка Баба Сали) передаёт традицию своего дома, которую они выполняют по Ари а-Кадош – располагать на Шабатнем столе 12 хал – кенегед «лехэм а-паним», как это было в Храме на золотом столе в форме 2-х повернутых друг к другу огласовок «сеголь».                                                                                          

Традиция эта передавалась семьей Гарму из рода Кеата и Аарона, наследников Пинхаса, которые долгие годы были Коэнами в Храме. (Мишна «Шкалим» 5:1) Именно они хранили секрет выпечки и замеса «лехэм а-паним», как было им велено Моше Рабейну: «И возьми  тонкой пшеничной муки, и испеки из неё 12 хлебов… И положи их в 2 ряда по 6 в ряд на чистом столе перед Г-сподом».                                                                                       

Сказал Роэ Неэман, что 12 хлебов соответствовали 12 словам в «Биркат Коаним», а трижды произнесенное Имя «Йуд, Кей, Вав, Кей» между ними – 12 буквам на золотом столе. (Зоар, Экев)                                                                                                                                    

Во время благословения на хлеб, хозяин дома должен взять и поднять 2 верхние халы, расположенные в середине – и это сгула, благословляющая всю предстоящую неделю. (см. фото поста) (По книге А. Давидова «Хлеб нашей жизни»)

3. Сгула пригласить Шхину 

«Барух Ата… hа-моци лехем мин hаарец» — в этой брахе мы обращаем внимание на то, что слово «hа-моци» (извлекающий хлеб из земли) — пишется с определенным артиклем. Объясняют Хазаль, что, когда мы говорим в брахе «hа-моци…» — мы подтверждаем, что процесс творения продолжается и мы сотрудничаем с Творцом. Когда мы произносим «hа» — мы приглашаем Шхину принять нашу жертву. Поднимая во время брахи 2 халы, кенегед двойному количеству мана, выпадавшего в Шабат, мы поднимаем одну халу – ле Олам hа-зэ (для нашего мира), а другую – ле Олам hа-ба (для будущего)

4. Сгула от Заикания

Рабанит Каневская (зц»л) учила, что во время Афрашат хала можно воспользоваться сгулой, которая излечит от заикания.                                                                                         

Сгула состоит в том, чтобы во время выпечки расположить халы близко, чтобы они соединились. После выпечки поднять над головой заикающегося 2 халы, соединившиеся во время выпечки, разъединить их с просьбой к Ашему отпереть «закрытие уст» с произнесением полного имени. (по книге «Rebbetzin Kanievsky – a legendary mother to all»)

5. Сгула для очищения дома от проклятий, сглаза, колдовства

Отделенную халу, завернутую в фольгу, сжигают в огне — желательно на газовой комфорке. При этом закрывают окна, чтобы запах горелой халы пропитал весь дом — это большая сгула для очищения дома от всех видов негатива: порчи, сглаза, наговоров, проклятий, колдовства. Прогоревшую некоторое время халу, кладут в 2 пакета (учат Хазаль, чтобы даже собака не смогла съесть) и выбрасывают. После этого, нужно хорошо вымыть руки и, уж только потом, приступать к плетению хал — не хорошо возвращать в тесто кусочки, оставшиеся на руках от отделенной халы. 

Рабанит Лея Бен Абу, учит, что не хорошо сжигать отделенную халу в той духовке, где будет печься хала — лучше завернуть в несколько пакетов и выбросить. («Афрашат хала» на Мероне с правнучкой Баба Сали для «Сила Теилим»)

6. Сгула для легких родов

Написано в Мишне 31б: «из-за 3-х вещей умирает женщина во время родов: нарушения выполнения мицвы ниды, халы и зажигания Шабатних свечей». 

Принято отделять халу хотя бы один раз на 9-м месяце беременности.

Мы нашли связь между родами и афрашат хала. Гематрия слова חלה «хала» = 43. Хазаль советуют читать перед отделением халы Теилим 100. В 100-м псалме ровно 43 слова. Этот псалом также принято читать перед родами. Известно из Кабалы, что клипа, которая препятствует родам, называется גם, что также по гематрии = 43. Читая 100-й псалом, и, выполняя заповедь «Афрашат хала», женщина убирает от себя негативное влияние этой клипы. Раби Хаим Паладжи указывает, что, хотя мы знаем, что женщинам грозит опасность при родах, если они не соблюдали свои 3 мицвот, верно и обратное, что милосердие Вс-вышнего во много раз больше, чем Его приговор. Если женщина выполнит мицву халы — она родит легко, гладко и с радостью. (По уроку Александра Цви Сыпкова)

7. Сгула для тшувы – как вернуть в лоно еврейства или в семью близкого человека (сына, дочь, мужа).

На уроке «Сила Еврейской матери», посвященном Рахель Имейну, Рабанит Ямима Мизрахи раскрыла нам красивую сгулу Бен Иш Хая, связанную с халой.                                                                                                                       

Если у кого-то в семье близкие (муж, сын, дочь) отошли от веры или ушли/отдалились от семьи, то очень действенна следующая сгула.               

Если нужно вернуть мужчину – то нужно сплести халу из 3-х жгутов делая кавану на том, что каждый жгут соотносится с Авраамом, Ицхаком и Яаковом, и, переплетая и формируя халу, проговаривать, чтобы тот, за кого вы молитесь, был возвращен к цепочке праотцов. От себя мы добавим, что хорошо бы благословлять этого человека, переплетая 3 жгута теми же благословениями, которыми были благословенны каждый из Праотцов: «Баколь, Миколь, Коль».                                                                                                                   

Если такое происходит с женщиной (дочкой, сестрой), то нужно сплести халу из 4-х жгутов, соответственно 4-м праматерям: Саре, Ривке, Лее и Рахели, и молиться о том, чтобы она была наделена их качествами и их достоинствами.

8. Сгула для избавления от страхов.

Рабанит Ямима Мизрахи учила нас на уроке, что во время вымешивания теста для халы, мы можем избавиться от наших страхов, так как хала извлекает из нас «хальхала» (те же буквы, что и в слове «хала») – страхи – ведь это слово — синоним слова «пахад» — страх.

9. Сгула для парнасы.

Талмуд напоминает, что происходит, когда эта мицва не соблюдается:

«За грех [пренебрежения к отделению] халы, благословение удерживается от того, что хранится, проклятие накладывается на цены, и то, что посеет — пожнут другие». (Шаббат 32б)

— «благословение удерживается от того, что хранится» — вино, масло и зерно обычно хранятся в течение длительных периодов времени. Если мицва халы не соблюдается, хранящиеся продукты испортятся.

— «проклятие накладывается на цены» — если магазины истощены, цены растут.

— «то, что посеено — пожнут другие» — третье зло, которое постигает тех, кто не соблюдает мицву, состоит в том, что, хотя они сеют семена, в надежде увидеть полный урожай, другие соберут плоды их труда и съедят плоды.

Тосафот (на Сота 11а) говорит: «мида това меруба» — (награда за выполнение и соблюдение мицвы во много раз больше, чем наказание за воздержание от нее).

Отделение халы приносит миру обильные материальные благословения. Если пренебрежение халой приводит к исчезновению благословения, то, просто подняв небольшой кусок теста и провозгласив: «hарей зо хала» — (это хала), мы можем стать получателями дара парнасы.

Адмор из Комарны указывает, что первые буквы слов в стихе (Мишлей 30:8): «hатрифени лехэм хуки» — (питай меня хлебом насущным) — (hей, ламед, хет) – составляют слово «хала».

10. Сгула афрашат хала – окружать себя ангелами.

Рабби Аарон из Карлина и его сын приехали в небольшой местечко рано утром в пятницу. Они увидели дым, поднимающийся из труб, свидетельство того, что женщины пекли халу перед Шабатом. Ребе Аарон сказал: «Посмотрите на ангелов, которые поднимаются из дымоходов! Действительно, своими усилиями женщины должны достичь уровня Руах а-Кодеш — только гнев предотвращает это».

Рассказывал Баба Сали, как однажды к нему пришла за благословением женщина, и увидел Цадик вокруг неё множество ангелов. Спросил Баба Сали: «что ты сделала только что?» Женщина ответила: «отделила халу и испекла к Шабату». (По уроку Рабанит Леи Бен Абу)

Гематрия слова «хала» חלה равна 43, а объём хал, которые были в Храме – 50 кабейца. Если мы сложим 43 и 50, получим 93 – а это гематрия слова «щит» מגן, который, согласно Зоару (Шлах) есть аббревиатура имён ангелов Михаэля מיכאל, Гавриэля גבריאל и Нуриэля נוריאל – эти три ангела защищают человека, который исполняет заповедь отделения халы. (По уроку Александра Цви Сыпкова)

11. Сгула ослабления проклятий

 В «Мидраш Рабба» сказано, что ради трёх заповедей создан мир: отделения халы, отделения десятины и отделения первых плодов (буккурим). И заповедь отделения халы ослабляет проклятие, которым Вс-вышний проклял человека и землю, говоря, что в поте лица будет есть человек хлеб свой. (По уроку Александра Цви Сыпкова)

12. Сгула для укрепления веры 

При отделении халы произносится браха: «Леафриш хала мин а-иса» — (отделить халу от теста).

Гематрия слова «иса» (тесто) составляет 145. Гематрия слова «хала» — 43. Когда мы убираем (отделяем) «халу» (43) из теста (145), у нас остается число 102, гематрия слова «эмуна» (вера).

13. Сгула для благословения дома

Во времена Храма, когда большинство евреев проживало в Земле Израиля, хала являлась одной из 24 даров Коаним, что обеспечивало им пропитание и позволяло служить в Храме.

Хотя большинство евреев в настоящее время не живут в Земле Израиля, согласно постановлению Мудрецов, мы по-прежнему отделяем халу.

Говорит Пророк Йехезкель: «и начаток теста вашего отдавайте Коэну, чтобы покоилось благословение на доме вашем». (Йехезкель 44:30)

14. Сгула — Тикун

Шла а-Кадош (зехуто таген алейну) учил, что, при отделении халы, хлеб освящается и «очищает тело и душу того, кто ест его», происходит Тикун.

Ари а-Кадош учил: «Пот, который у человека появляется во время подготовки к Шабату — сгула для смывания всех грехов».

15. Как получить долю в Грядущем мире

Раби Давид Лида говорит, что «хала» – это аббревиатура слов «хелек ле-Олам а-Ба» — (доля в будущем мире), то есть, кто отделяет халу – удостаивается места в будущем мире.

16. Сгула приносить Корбан в личном Храме

Рабби Шимшон Пинхус учит, что женщины не обязаны изучать Тору или выполнять мицвот, связанные со временем. Но они могут приносить подношения, Корбанот Ашему, в своем личном Храме – в четырех стенах своего еврейского дома. Храм был разрушен из-за наших проступков, но все еще остается место, где покоится Шхина, Б-жественное Присутствие — это еврейский дом. Когда женщина отделяет и выпекает халу, она связывается с «Лехем а-паним» — хлебом, который выпекали в Храме.

17. Сгула приносить миру пропитание

Сказано в Пиркей Авот (5:10): «Если [все решили] не отделять положенную часть от теста — начинается голодный мор.

18. Сгула вечного знака

«Знайте, что афрашат хала для женщины подобна надеванию тфилина. Тфилин — символ хорошего еврея. Что это значит для женщины, которая не обязана носить тфилин? Сама Суббота называется знаком, «вечным знаком». И мицва афрашат хала подобна тфилину для женщины – вечный знак Субботы». (Брискер Реббе)

19. Сгула — не отдавать никому мицву Афрашат хала

Рабейну Хида пишет в («Махцикей Бераха» в ответ Яаавэц): «если муж взялся отделять халу без разрешения жены, то он должен компенсировать ей это деньгами, как это практикуется обычно, когда кто-то у кого-то отнимает мицву». 

И это говорит об огромной важности мицвы «Афрашат Хала».

20. Сгула – Хала взамен 500 Таанит

 Сказали Хазаль: «Приготовление еды для Шабата приравнивается к 500 Таанит (постам)».

21. Сгула отделять халу в пятницу

Мишна Брура, Бен Иш Хай от имени Аризаля и другие Хазаль подробно объясняют идею отделения халы именно в пятницу: «Адам а-Ришон, созданный в пятницу, был назван «халой мира». Хава из-за греха Эц а-Даат испортила это «тесто для халы» в пятницу. Женщины исправляют это действие с помощью мицвы афрашат хала именно в пятницу — Эрев Шабат». 

22. Сгула отделять халу – минимум один раз в год

Бен Иш Хай (Парашат Шмини) пишет, что женщина должна, как минимум сделать 1 афрашат хала в течение года – нельзя, чтобы год прошел без афрашат хала — «нужно чтобы было что добавить к своим заслугам».

23. Сгула – молиться во время афрашат хала — время Эт Рацон

Рабейну Йона пишет, что в тот момент, когда мы выполняем какую-то мицву, это благоприятный момент, чтобы обратиться к Небесам с любой просьбой. Когда женщина выполняет одну из трёх своих особых мицвот, она заслуживает особой Б-жественной милости. Это драгоценные минуты, когда мы можем соединиться с нашим Создателем напрямую и быть услышанными — никаких ангелов между нами.

    «Сефер Хагаот Маймонийот» гласит: «Когда женщина выполняет одну из своих трех            мицвот, Вс-вышний дарит ей по желанию её сердца и не удерживает движения её губ. 

  И поэтому женщина должна молиться, выполняя мицву, чтобы ей даровали детей   цадиким, благочестивых и боящихся Б-га, и которые знают Его благословенное Имя».

24. Сгула молиться за Клаль Исраэль

Во время афрашат хала – сгула молиться за Клаль Исраэль, еврейский народ в целом. «Тот, кто просит за ближнего, получит ответ первым». (Бава Кама 92а) — говорит нам Гемара. Благодаря молитвам за наш народ, наши личные просьбы будут быстро выполнены.

25. Сгула наполниться силой

Хафец Хаим объясняет, как мицвы из Торы соответствуют 248 конечностям и 365 сухожилиям нашего тела и какую энергию органы получают от мицвот. Руки, которые замешивают халы, получают в это время невероятный духовный свет.

Если месить тесто 2 руками, то можно увидеть, как наши руки получают силу: гематрия, слова «йад» (рука) = равна 14. Две руки вместе будут 14 +14 = 28, что является числовым значением слова «коах» (сила).

26. Сгула наполниться Радостью

Сказано в Коэлет (2:10): «Ибо сердце радуется всем моим усилиям».

Мидраш оговорит, что усилие, которое приносит такую ​​радость и удовлетворение: «это афрашат хала». (Коэлет Рабба 2:13) Действительно, женщины подтвердят, когда мы готовы отделить халу, наши сердца наполняются радостью и удовлетворением.

27. Сгула – делать Нетилат Ядаим перед афрашат хала 

 Мытье рук намекает на две прекрасные просьбы, которые мы молча обращаем ко Вс-вышнему во время афрашат хала. Слово מים «маим» (вода) — является аббревиатурой слов в 9-й брахе молитвы Амида: ומלא ידינו מברכתיך — «умале ядэну мибирхотеха» — (наполни наши руки благословениями); а также фразы: מתנות ידיך  ומעשר  — «умэошер матенот ядэха» — (и обогати нас дарами Руки Твоей).

28. Сгула зажигать свечи Цадиким перед афрашат хала

Шломо а-Мелех сравнивал душу со светом: «Свеча Вс-вышнего — душа человека». (Мишлей 20:27) Рабейну Бехая пишет, что душа получает определенное удовольствие, когда для нее зажигается свеча. Душа — это духовное существо, и свет тоже духовен.

 По «Диврей Софрим», когда мы зажигаем свечу для Цадика, мы доставляем его душе удовольствие. Тогда цадик вступается на Небесах за нас.

29. Сгула давать цдаку перед Афрашат Хала

 Рамбам учит в «Хилхот Матнот Аниим», что молитвы принимаются в заслуги цдаки.

30. Сгула делать Афрашат Хала в канун дня рождения

Говорит «Нефеш Давид», что хорошо отделять халу накануне дня рождения, так, чтобы отделить накануне, а выпечь халу уже в сам день рождения, тогда получается, что личный год заканчивается заповедью, да еще одной из 3-х важных для женщин. И это «симан тов» на весь следующий год! (По уроку Александра Цви Сыпкова)

 (По книгам «Афрашат Хала» Эстер Ривка Толедано (перевод silatehilim.com), «Хлеб нашей жизни» Адам Давидов; по урокам «Афрашат Хала» с Рабанит Лея Бен Абу, Ямима Мизрахи, Александр Цви Сыпков — запрещено копировать без указания ссылки на сайт)