Совет Рамака – как полюбить нечестивца
Величайший Рамак в «Томер Двора» объясняет, как каждая из 10 сфирот (Божественных сил в творении) учит нас какие черты характера и поведение мы должны развивать в себе, подражая Богу:
«Подобно тому, как Бог милостив и милосерден, так и вы должны быть милостивы и милосердны». (Сифре, Дварим 49; Сота 14а).
В своем обсуждении сфиры Кетер (Корона) – глава 2, Рамак предлагает приучать себя любить нечестивцев, как братьев. И даже злодеев нужно любить в сердце и думать:
«Дай Б-г, чтобы они раскаялись и стали праведниками, и тогда они будут великими людьми, желанными Творцу».
Каким же образом следует их любить?
Рамак предлагает 2 совета, как полюбить нечестивого еврея:
«Если бы этот презренный бедняк был богат, как бы я радовался быть в его обществе, подобно тому, как я радуюсь быть в обществе такого-то богача.
И если бы этого человека одели в красивые одежды, как у такого-то, между ними не было бы разницы, а если так, почему я должен его не уважать?
Ведь в глазах Вс-вышнего он более важен, чем я, так как он поражен бедностью и страданиями, и очищен от греха. Зачем же мне ненавидеть того, кого любит Вс-вышний?».
Эти две метафоры для нечестивых нуждаются в объяснении. Первый машаль или метафора основаны на дихотомии богатых и бедных; второй, на хорошо или плохо одетых людей.
В чем разница между ними?
Духовная бедность относится к недостатку высшего знания; никто не знает, что такое жизнь в этом преходящем мире. Как говорят мудрецы «Единственный нищий – тот, кому не хватает знаний» (Недарим 41а). Рамак говорит нам, что это знание – это «работа в процессе» и невежество может быть еще исправлено.
Что касается второй метафоры, то наша духовная одежда – это Мицвот и Маасим Товим – это наши добрые дела. Это тоже внешний фактор, который может быть исправлен во времени.
Любой, кто пережил большие перемены в жизни, знает истину: человек гораздо больше, чем просто его нынешнее состояние. У всех есть взлеты и падения, и мы все постоянно меняемся. Поэтому мы должны судить окружающих с лучшей стороны.
Бог очищает человека через нищету и страдания – несмотря на все проявления, нечестивые постоянно страдают.
«Кто богат? Тот, кто доволен своей долей» (Пиркей Авот 4: 1) – нечестивцы в вечном состоянии душевной бедности. Но их страдания означают процесс очищения.
(по статье Рабби Довида Сирса)