15 Тамуза – Йорцайт Ор а-Хаим и сгулот в этот день
15 Тамуз Йорцайт Раби Хаим бар Моше Ибн Атар – Ор hа-Хаим hа-Кадош. Он один из 4-х Цадиким, которые в последних поколениях удостоились того, что к их имени добавляют слово «кадош» – святой.
Это Шла hа-кадош, автор книги «Шней Лухот Абрит» – Раби Ишайя Горовиц, Ари hа-кадош – раби Ицхак Лурия Ашкенази, святой Аризаль, Альшейх hа-кадош – раби Моше Алшейх, автор «Торат Моше» и сам Ор hа-Хаим hа-Кадош, название главной книги которого «Ор hа-Хаим» – «Свет жизни» – заменило его настоящее имя.
Ор hа-Хаим hа-Кадош был учителем выдающегося кабалиста Рабейну Хида.
Ор hа-Хаим был очень почитаем в хасидском мире. Раби Исраэль из Ружина говорил своим ученикам: «Подобно тому, как в прошлых поколениях очищению души особенно способствовало изучение святой книги Зоар, так в наше время очищению души более всего способствует изучение святой книги Ор hа-хаим».
Другой знаменитый хасидский праведник Раби Хаим из Цанз утверждал, что Раби Хаим Ибн Атар «составил свой комментарий в пророческом состоянии (беруах а-кодеш)». (Диврей Хаим, Йоре деа 2:105)
Бааль Шем Тов и Ор а-Хаим
Величайший Бааль Шем Тов мечтал о встрече с Ор а-Хаимом и говорил о нем своим ученикам: “это был великий праведник и знаток тайн Торы, – и все мудрецы Израиля отличались от него так же, как обезьяны – от человека”. (Сарей амеа 4:5, 6:7)
Ученики Бааль Шем Това вспоминали, что когда умер Ор а-Хаим, Бааль Шем Тов почувствовал его уход. Он в это время в Меджибоже омывал руки для третьей субботней трапезы. Сказав браху на хлеб, Бааль-Шем-Тов сказал: «Погасла западная свеча». А уже после авдалы, он объяснил, что в тот миг скончался Ор а-Хаим, приехавший из запада в святой город.
Между двумя праведниками, живущими на двух противоположенных концах мира, существовала большая духовная связь. Когда р. Исраэль Бааль-Шем-Тов узнал о том, что р. Хаим Ибн Атар прибыл в Йерушалаим, он решил установить с ним контакт и создать общий центр изучения кабалы на Святой Земле. Бааль-Шем-Тов направил в Йерушалаим специального посланника — своего ближайшего соратника и родственника Раби Гершона Кутовера. Сохранилось письмо, Раби Гершона Бааль-Шем-Тову: «Однажды ты мне поведал, что тебе открылось в видении — пребывает в Йерушалаим мудрец из западных земель, великий знаток доступных и сокровенных разделов Торы, и в этом мудреце сокрыта искра Машиаха, но он сам об этом не знает. А спустя какое-то время ты мне признался, что больше его не видишь и что, по твоему мнению, он уже покинул этот мир. Прибыв в Йерушалаим, я сейчас же разузнал об этом человеке, имя которого было р. Хаим Ибн Атар. И действительно, мне о нем рассказали удивительные чудеса: это был великий праведник и знаток тайн Торы, — и все мудрецы Израиля отличались от него так же, как обезьяны — от человека. Он прибыл в Йерушалаим с несколькими учениками, тоже великими мудрецами и праведниками, но из-за многочисленных грехов поколения, дни его не были продлены — он скончался здесь точно в то самое время, когда ты мне сказал, что больше его не видишь. И когда я поведал о том, что услышал от тебя, здешним мудрецам, их души вострепетали» (Сарей амеа 4:5, 6:7).
Впоследствии выяснилось, что и о прибытии «мудреца из западных земель» в Йерушалаим, Бааль-Шем-Тов сообщил своему посланцу именно в тот день, когда р. Хаим Ибн Атар впервые вступил во врата святого города.
Интересно.
Раби Исроэль из Гусятина чувствовал очень большую духовную связь с Ор hа-Хаимом. Поселившись в Земле Израиля, Раби Исраэль каждый год, в годовщину смерти Раби Хаима Ибн Атара, посещал его могилу на hар hа-Зейтим (Масличной горе) в Йерушалаиме.
15 Тамуза 5701 (1941) года он отправился на Масличную гору, сопровождаемый прославленным праведником Раби Шломкой из Звиля и большой группой хасидов. В эти дни войска германского фельдмаршала Ромеля подходили к Александрии и англичане готовились к эвакуации из Палестины. Гитлер, да будет стерто его имя, уже хвастливо заявил: «Я войду в Палестину перед обедом, а к ужину с евреями будет покончено». Над еврейской общиной Земли Израиля нависла смертельная опасность. Р. Исраэль из Гусятина и р. Шломке из Звиля склонились над могилой автора книги Ор hа-хаим в длительной и сосредоточенной медитации. Наконец, Раби Исраэль уверенно произнес: «Злодеи не придут! Они не проникнут в Землю Израиля!». Позднее он объяснил, что ему был дан знак с Небес, что Ромель будет разбит. И действительно, продвижение немецкой армии вскоре приостановилось, а осенью 5702 /1942/ года британские войска перешли в контрнаступление и преследовали Ромеля до Туниса. (“Везэ шаар ашамаим” с. 495)
Сгулот в Йорцайт Цадик:
?️ Зажигают свечу в честь праведника, предварительно положив цдаку;
1. Сгула молиться за рождение сыновей бе-Зхут Цадик (так как он не оставил после себя детей, а его учение – его наследие);
2. Сгула для спасения от беды и за детей – дать обещание на могиле Ор а-Хаима учить каждую неделю весь его недельный комментарий, или обещав устроить трапезу в его честь, спасения от своей беды. (Яаков Доктор)
3. Сгула с нетилат ядаим – так как в поколении Орах Хаима ему был дан секрет Нетилат Ядаим (после его смерти секрет перешел Бааль Шем Тову – именно во время Нетилат Ядаим Бешту открылось, что «западная свеча потухла» – смерть Цадика), хорошо учить несколько алахот Нетилат Ядаим.
4. Сгула для исцеления глаз – читать Сефер “Ор а-Хаим” (ниже приведен комментарий Ор а-Хаим на недельную главу).
Комментарий Ор а-Хаим на недельную главу “Бо”:
“Веhигадта лебинха вехулей – царих ладаат лама ло амар “веамарта” ки теват hагада мацину леработейну зихронам ливраха шеамру (Шабат “пей заин”). Шеиткавен ба дварим кашим кегидим. Од каша омро “бейом hаhу” увесамух гамар омер баавур зэ ведаршу работейну зихронам ливраха (бе-Мехильта ве бе-Hагада): “Бешаа шемаца умарор вехулей…”веhу балайла вело байом, веим кен ло hая ло ломар эла веhигадта лебинха” леемор баавур зэ веани йодеа зман hаhaгада шеhу балайла. Од царих ладаат омро “леемор” веhу квар амар “веhигадта”.
Вениръэ ки яхвин аль дерех омрам зихронам ливраха (Псахим “куф тэт заин”): “Матхиль бегнут умесайем бешевах”, йомар гнут авотейhем шель hаавот ки ло hайя давар мешубах, веhу омро “веhигадта” дварим шелев hаадам нээкаш меhем, веахар-ках месайем бешевах, веhу омро “леемор” амирот мешубахот месамхим эт hалев умесаадим ото, веамар “бейом hаhу” hодиа беметек лашон цадик, ки hалайла hahу йом икарэ веhу омро (Теилим “куф ламед тэт”) “велайла кейом яир”, вело хаш шетитъэ ломар йом мамаш шегамар омер баавур зэ шеhу бишъат маца вехулей кеомрам заль. Веулай ки самах “бейом hаhу” им “веhигадта” ки гам нес зэ бихлаль мицват hагада.
Од ирце беомро “леемор” лиhьёт шеамар “веhигадта лебинха” тинах им йеш ло бен им эйн ло бен иhие патур талмуд ломар “леемор, шеаль коль паним царих леhагид, афилу бейно лвейн ацмо, им кен лама амар “лебинха”. Веулай шебеэмцаут hаитур ани мевин кен вело бело итур. Веэфшар од шеирмоз беомро “веhигадта лебинха” шеим ягид hahaгада haамура беиньян изакеhу Адо-най шеягид ливно ухдей шело титъэ ломар давка, лезэ амар “леемор”.
(Йешива “Йодей Бина”, по уроку Рава Исраэля Якобова “Сила Цадиким”)