Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 19 Тамуза: главы 90-96

Статья: 15 Кислева – Йорцайт Раби Йеуда а-Наси

15 Кислева – Йорцайт Раби Йеуда а-Наси

Рабби Йеуда hа-Наси – Раббену hа-кадош — «наш святой учитель был главой глава Сангедрина, кодефикатором Мишны, на которой базируется Талмуд и еврейский закон – алаха.

Сын Рабана Шимона Гамлиэля, он прямой потомок царя Давида. Согласно преданию, Йеуда hа-Наси родился в тот день, когда умер мученической смертью Раби Акива.

Получил солидное образование, говорил только на иврите, сделав его разговорным языком в своем доме вместо общеупотребительного арамейского.

Несмотря на богатство, жил очень просто, всегда в окружении учеников, и большую часть времени уделял руководству академиями в Тверии, Бет Шеарим, Ципори.

Как современники, так и последующие поколения, относились к Йеуде hа-Наси с величайшим благоговением, ставя его в один ряд с Шимоном а-Цадиком, Мататьяу а-Коэном. 

Большая часть деятельности Йеуды hа-Наси протекала в Бет Шеарим, где находилась возглавляемая им Йешива; последние 17 лет своей жизни Йеуда hа-Наси провел в славившемся целебным климатом Ципори, куда он переехал из-за пошатнувшегося здоровья.

Среди учителей Йеуды hа-Наси был его отец, а также Йеуда бар Илай, Шимон бар Йохая, Раби Меир.

Целью деятельности Йеуды hа-Наси было укрепление веры и упрочение позиции евреев в Эрец-Исраэль.

Признание Йеуды hа-Наси римскими властями и его личное богатство обеспечили ему возможность поднять статус наси до уровня, равного статусу правителя.

Наси превратился в духовного и политического вождя еврейского народа, а его двор приобрел царственное великолепие.

Богатство Йеуды hа-Наси позволяло ему оказывать щедрую помощь изучающим Тору. С целью поощрения изучения Торы Йеуда hа-Наси освободил законоучителей – Талмид Хахамим от уплаты городских налогов.

Йеуда hа-Наси принял ряд мер, которые улучшили экономическое положение еврейского населения и упрочили его позиции в тех областях Эрец-Исраэль, где после разрушения Второго храма и восстания Бар Кохбы резко увеличилась численность нееврейского населения. Так, он официально исключил из пределов Святой земли некоторые области, что снимало с их жителей обязанность платить храмовую десятину, а также предпринял попытку разрешить пользование урожаем субботнего года.

Влияние Бейт Дина, который он возглавлял – при нем приобрел наивысший авторитет, и оно распространялось не только на Галилею, но и на всю страну и еврейскую диаспору.

При Йеуде hа-Наси право объявления новолуния и согласования еврейского календаря с солнечным годом перешла от законоучителей Иудеи к Бет-дину.

Йеhуда hа-Наси упрочил связи с влиятельной вавилонской диаспорой.

Его политика по отношению к Риму отличалась осторожностью: сознавая, что евреи не в состоянии оказать влияние на ход событий в Римской империи, Йеуда hа-Наси считал, что забота об этом должна быть предоставлена «Тому, Кто вершит судьбами народов».

Отношение Йеуды hа-Наси к римлянам было отрицательным – известна его фраза: «Разрушителям Второго храма суждено стать добычей персов». (Иома 10 а)

Главный труд Рабби Иеуды hа-Наси заключался в Кодификация Мишны: основная работа состояла в отборе материала, а не в выведении новых галахических решений. Свод, составленный Иеудой hа-Наси, стал Мишной, а постановления и высказывания таннаев, не вошедшие в этот свод, получили название барайты.

Многие амораи первого поколения были учениками Йеуды hа-Наси.

На смертном одре Йеуда hа-Наси завещал: «Моему сыну Шимону быть хахамом, моему сыну Гамлиэлю — наси, Ханина бен Хама да будет председательствовать» (Кт. 1036). Это завещание говорит о том, что Йеуда hа-Наси хотел восстановить коллективное руководство, существовавшее до него: хахам, наси и председатель (ав) Бет-дина — с тем отличием, что право назначения на эти должности должно было у Наси, а не Сангедрина, как это было раньше.

15 Кислев Раби Йеуда hа-Наси поднялся в Небесную Йешиву и был похоронен в Бет-Шеариме.

Подмена Младенца

Раби Йеуда hа-Наси родился в тот самый день, когда умер раби Акива. Впоследствии, когда раби Йегуда был уже великим раввином, в народе говорили:

— После захода солнца приходит восход Б-г. взял от нас раби Акиву и дал нам раби Йеуду.

Отец раби Йеуды раби Шимон бен Гамлиэль был праправнуком Гилеля.

В те времена еще существовал запрет римского императора на соблюдение законов Торы. Запрещено было также делать обрезание еврейским младенцам. Нарушившего запрет императора ожидала смертная казнь, не щадили и новорожденного. Несмотря на это, отец Йегуды сделал сыну обрезание, как и положено на восьмой день. Это стало известно римскому губернатору и он приказал принести ребенка в суд, как доказательство преступления отца. Родители Йеуды пребывали в тяжелом горе, которое заставило их обратиться за помощью к соседям-римлянам.

Их соседка-римлянка тоже была матерью и у нее был новорожденный сын Антоний. Они надеялись, что она, как мать, поймет их и не откажется им помочь. Они попросили ее дать им своего сына, чтобы показать на суде. Убедившись, что ребенок необрезан, судья отпустит их домой.

Римлянка согласилась и жизнь Йеуды была спасена.

– Да вознаградит тебя Б-г, – сказала мать Йеуды, возвращая римлянке сына. — Пусть сын твой вырастет великим и праведным человеком.

Обе матери тогда и не подозревали, что их дети станут известными людьми. Сын еврейки стал впоследствии одним из величайших раввинов, а сын римлянки — римским императором Антонием, добрым и мудрым правителем.

А-Наси

Будучи еще очень молодым человеком, Йеуда решил, что он должен учиться у учеников раби Акивы. И вот однажды он оседлал своего осла и отправился в путь. Он переходил из одной академии в другую, от одного учителя к другому. Каждый учитель обогащал его знания чем-то новым. Когда он убеждался, что выучил все, что можно, у одного их них, он отправлялся к другому.

Вскоре он знал всю Тору и все законы: те, которые были записаны, и те которые переходили из уст в уста.

Теперь, когда он вернулся в Ушу, он мог занять достойное место среди мудрецов, заседавших в Сангедрине.

В Сангедрине был такой порядок заседаний: пожилые, убеленные сединами мудрецы сидели на скамьях, а молодые, менее опытные члены собрания располагались внизу у их ног. Йеуда находился обычно внизу, среди молодых. Когда же разбирались важные и сложные вопросы, Йеуда разрешал их часто быстрее и лучше, чем мудрецы, расположившиеся на скамьях. Как-то один из них сказал:

— Знания этого юноши настолько глубоки и обстоятельны, что он достоин занять место среди мудрецов на скамьях.

Все согласились с ним, но когда велели принести скамью для Йегуды, его отец остановил их:

– Йеуда слишком молод, ему еще многому надо учиться. Придет время, когда он удостоится этой чести и сядет в ряду мудрецов.

И Йегуда остался среди учеников.

Шли годы, Йеуда женился, у него уже было трое детей. Он продолжал учиться и обучать. Тяжело переживал Йеуда смерть отца, раби Шимона бен Гамлиэля. В том же году на страну обрушилось и другое несчастье – тучи саранчи пожрали весь урожай на полях и народу грозил голод.

Место отца занял Йегуда, его стали называть “ганаси”, что означает “возвышенный”. Он встал во главе Сангедрина.

Позднее раби Йегуда-ганаси переехал из Уши в город Бейт-Шеарим. Там на горе Кармель раби Йеуда-ганаси основал академию, которая прославилась на многие века.

С этого времени раби Йеуда hа-Наси стали называть просто Раби — Учитель. И по сей день, во время изучения Мишны и Талмуда, когда учитель ссылается на р.Йегуду-ганаси, он говорит просто Раби и все понимают, кого он имеет в виду.

Как была записана Мишна

Раби Йеуда а-Наси собрал знатоков и толкователей Торы со всей страны. Он попросил их записать все многочисленные законы и толкования, которые они получили от своих учителей. Кроме того, они должны были дать и свои толкования по поводу разных законов. Дни и ночи напролет они проводили в дискуссиях и спорах.

Раби с одинаковым уважением прислушивался к мнению стариков и к мнению способных молодых учеников. Он постоянно поощрял молодых людей свободно высказывать свои мысли.

Однажды один из уважаемых раввинов сказал Раби:

— Я не считаю, что мы должны принимать во внимание высказывания этих юношей. Это все равно, что есть незрелый виноград или пить молодое вино.

На что Раби ответил:

— Не суди по кувшину о его содержании. И в новом кувшине можно хранить старое вино, а в старом кувшине иногда может не оказаться и молодого.

Бывало, что собравшиеся не соглашались с мнением Раби. И хотя он отстаивал свою точку зрения, последнее слово он всегда оставлял за большинством.

После всех обсуждений были отобраны самые важные законы и Раби сгруппировал их в соответствующие разделы: законы о субботе и праздниках, законы о браке, законы о земледелии и другие — всего шесть разделов. Затем он записал их простым и ясным языком, доступным для всех. Этот труд получил название “Мишна”. Мишна — самая важная из еврейских книг после Пятикнижия.

(Tzadikim.com, Chassidus.ru)

Было ли это полезно?

Внимание! Некоторые статьи на нашем сайте содержат святые имена Всевышнего. При печати этих статей их нельзя выбрасывать или уничтожать. Мы просим вас обращаться с ними бережно и аккуратно.

Поделитесь если вам понравилось
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype

Свежие записи

Рубрики

Популярные

Популярны статьи за все время

Горячие статьи

Лучшие статьи за 30 дней

В тренде

Наиболее посещаемые за 24 часа

Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications