100 Брахот в день – Щит Давида а-Мелеха для еврейского народа
В Мидраше «Бемидбар Раба» (18:17) говорится:
«Каждый день умирало 100 человек в Израиле, и никто не мог понять причину этих смертей, пока не исследовал это Царь Давид и не постиг происходящее своим Духом Святости. И когда ввел он ежедневные 100 благословений, смерть отступила.
Намек на это содержится в стихе: «Речение Давида, сына Ишая, речение мужа, вознесенного высоко (הוקם על)». (Шмуэль II, 23:1)
Гематрия слова על — равна 100.
Более того, сказано в Торе: «А ныне, Израиль, что Г-сподь Б-г твой просит от тебя? Лишь страшиться Г-спода Б-га твоего, во всем ходить Его путями, любить Его и служить Г-споду Б-гу твоему всем сердцем твоим и всею душою твоею». (Дварим, 10:12)
А мудрецы (Менахот 43б) учат: «Сказано в Дварим (10:12): «А теперь Израиль, что Ашем, твой Б-г требует от тебя? Только страха перед Ашемом, твоим Б-гом».
На этом основании учат Хазаль: не читай «что» — מה (ма), а читай מאה» – 100» (меа).
Это намекает на то, что для получения уровня «Иръат Шамаим» — (страха перед Небесами) нужно произносить 100 благословений в день.
Эти 100 благословений способствовали укрощению Ситра Ахра — стороны Смерти. Как известно, в Ситра Ахра (Скверне) заключено 400 сил, как следует из тайного смысла стиха: «И вот Эсав пришел, а с ним четыреста мужей». (Берешит, 33:1)
Число 400 — является гематрией слова רעעין («завистливый», «обладатель дурного глаза»).
400 – это и буква ת в слове מות — а соединилась с מו, когда Хава съела плод Древа Познания, и началось это также с глаз, как сказано (Берешит, 3:6):
«И увидела жена, что хорошо дерево для еды и, что оно вожделенно для глаз».
100 благословений – отменяют смерть, так как в них есть 100 упоминаний Имени Вс-вышнего, каждое из которых состоит из четырех букв, итого – 400 букв.
Поэтому 100 благословений отменяют смерть 100 человек, тело каждого из которых построено из четырех первоэлементов (всего 400).
Мать и 100 брахот
Слово «верный» на иврите — נאמנ — состоит из слова אמ (мать) и 2 букв «нун» = 100, и это намек на то, что именно мать прививает детям любовь к произнесению 100 брахот.
В Шмот (38:27) говорится: «100 подножий, (изготовленных) из 100 кикаров (серебра), по кикару на подножие» .
Бааль а-Турим объясняет: «В соответствии с этим установили произносить 100 брахот в день».
Но в чем связь между подножиями Мишкана и Брахот?
«Слово אדנים «Аданим» — намекает на слово אדון— «Господин».
В каждой произнесенной брахе мы провозглашаем Б-га — Господином Вселенной. И как 100 подножий является основой Мишкана, также 100 ежедневных брахот – основа еврейского дома (малого Храма), который строит каждый из нас». (Хидушей а-Рим)
100 Брахот от болезней
Учит Рав Ицхак Гинзбург, что, сосуды, созданные из 100 благословений, которые, по Давид а-Мелеху, являются духовным щитом против болезней — равны 100 выпрямленным сосудам.
Гематрия слова – כלים «сосуды» – также = 100. Щит благословений, заключенный во фразе «100 благословений каждый день», настолько силен, что это видно из равенства его гематрии с числовым значением фразы וישם לך שלום — «и Он даст вам мир» – самой главной и заключительной фразы из «Биркат Коаним».
100 брахот в день
Традиция говорит, что ещё царь Давид постановил, что каждый еврей должен в течение дня произнести не менее 100 благословений.
Это относится к мужчинам и мальчикам, достигшим примерно пятилетнего возраста.
По мнению большинства мудрецов, день считается от заката до заката. Однако есть мнения, что день считается от пробуждения до следующего утра. Поэтому тот, кто не успел сказать 100 благословений от вечера до вечера, может засчитать благословения, сказанные им в течении следующей ночи.
Как набрать 100 Брахот в день
В будние дни «набрать» 100 благословений достаточно легко. Покажем на примере (нусах ашкеназ):
1-5 – 5 благословений при чтении Шма в Маарив;
6-24 – 19 благословений при чтении Амиды в Маарив;
25 – המפיל – во время чтения Шма перед сном;
26 – על נטילת ידים – «Нетилат Ядаим» после пробуждения;
27 – אשר יצר – «Ашер Яцар»;
28 – Благословение на талит (или цицит);
29-30 – 2 благословения на тфилин;
31-33 – 3 благословения Торы;
34 – אלהי נשמה;
35-49 – 15 утренних благословений – «Биркот а-Шахар»;
50 – מקדש אש שמך ברבים;
51 – ברוך שאמר – «Барух Шеамар»;
52 – ישתבח – «Иштабах»;
53-55 – 3 благословения при чтении Шма в Шахарит;
56-74 – 19 благословений при чтении Амиды в Шахарит;
75-93 – 19 благословений при чтении Амиды в Минхе;
94-95 – על נטילת ידים дважды в день во время трапез с хлебом;
96-97 – המוציא дважды в день во время трапез с хлебом;
98-105 – 4 благословения в Биркат Амазон дважды в день;
В Субботу и в Йом-Тов в каждой Амиде, говорится 7, вместо 19 благословений. Т.е. мы «теряем» (19-7) х 3 = 36 благословений.
Мы также не говорим 2 благословения на тфилин и не говорим המלך בכבודו в Маарив.
Таким образом остаётся 105-39 = 66 благословений.
Однако, в отличие от будней, мы говорим 7 дополнительных благословений в Амиде Мусафа, а также 3 благословения во время Кидуша (два вечером, и одно днём). Итого = 76.
В Субботу мы добавляем к этому 6 благословений во время третьей трапезы (המוציא, על נטילת ידים и 4 благословения в Биркат Амазон). Итого 82 благословения в Субботу.
В Йом-тов третьей трапезы нет, но мы говорим 2 благословения во время чтения Алеля. Итого 78 благословений в Йом-тов.
Kaк же восполнить недостающие до 100 благословений?
– В течение дня мы несколько раз говорим אשר יצר – «Ашер Яцар».
– В течение дня мы едим мучное, фрукты и т.п., пьём воду, т.е. каждый раз прибавляем по два благословения – одно до, и другое после еды.
– Как известно, «амен» на благословение, произносимое во время общественной молитвы, засчитывается, как произнесение этого благословения.
Т.е. мы можем добавить в наш список 27 благословений на чтение Торы и Афтары – 7 алиёт по 2 благословения, 2 на Мафтир и 5 на Афтару в Шахарит и 3 алии по 2 благословения в Минху.
Таким же образом можно добавить 21 благословение во время повторения Хазаном молитв Амида в Маарив, Шахарит и Мусаф (3х7 = 21).
В дни общественных постов мы «теряем» как минимум 12 благословений на трапезы.
Недостающие благословения можно восполнить, отвечая «амен» на чтение Торы – 3 алии по два благословения в Шахарит, ещё 3 алии по два благословения в Минху и 4 благословения на Афтару в Минху – итого 16 дополнительных благословений.
(По статье Рава Аарона-Шнеер Беренштейн)