Ежедневно евреи произносят большое количество различных видов Брахот: утро начинается с «Биркот а-Шахар» (утренние брахот), разные виды брахот перед едой и после еды, брахот во время молитв в синагоге, Шева Брахот (свадебные благословения), брахот на запахи, и т.д.
Но есть Брахот, которые мы произносим редко или в особых случаях.
1. Биркот hа-Хама (благословение на Солнце)
Благословение на Солнце произносится лишь один раз в 28 лет. В Талмуде (трактат Брахот, лист 59) говорится, что раз в 28 лет от Сотворения мира и до наших дней Солнце находится в точно таком же положении по отношению к Земле, как и в день Сотворения мира. Закон о благословении на Солнце сформулирован в Шульхан Арухе (раздел Орах Хаим, параграф 229).
בָּרוּךְ אַתָּה יי , אֱלהֵינוּ מֶלֶךְ הָעולָם עוֹשֶׂה מַעֲשֵׂה בְרֵאשִׁית
– «Барух Ата Адо-най, Элоhэйну Мелех а-Олам, осэ маасэ берешит» –
(Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, творящий дела Творения).
2. Биркат hа-Левана (благословение на Луну) произносят раз в месяц. Ашкеназские евреи — после третьего дня еврейского месяца, сефардские — после седьмого и не позже 14-го дня каждого месяца.
Суть этого благословения — в том, что Луна символизирует судьбу нашего народа. В конце месяца она исчезает, но почти сразу же — «возрождается». И ежедневно увеличивается (символизируя духовный рост и небесное благословение). Поэтому благословение можно читать только в первую половину лунного месяца, в период роста Луны, а не уменьшения.
[Браху произносят мужчину, полный текст в сидурах].
3. Благословение при созерцании Мудреца
Согласно Шулхан Арух, в том случае, если человек видит мудреца, нужно произносить особое благословение.
[Если этот мудрец еврей, нужно произнести следующее благословение]:
ברוך אתה יי אלקינו מלך העולם שחלק מחכמתו ליראיו
– «Барух Ата Адо-най, Элоhэйну Мелех а-Олам, ше-халак ми-хахмато лирайав» –
(Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь Вселенной, который наделил мудростью боящихся Тебя).
[Если этот человек не еврей, то благословение будет звучать следующим образом]:
בָרוך אַתָה יְיָ אֱלֹהֵינו מֶׁלֶׁך הָעולָם שֶׁנָתַן מֵחָ כְמָ תו לְבָשָר וָדָם
– «Барух Ата Адо-най, Элоhэйну Мелех а-Олам, ше-натан мэйхахмато левасар вадам» –
(Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь Вселенной, который наделил мудростью плоть и кровь).
4. Благословение Радуги
Наши Учителя постановили, что тот, кто видит радугу, должен произнести благословение и связано это с тем, что радуга – это напоминание об обещании Вс-вышнего никогда больше не разрушать мир после Потопа.
בָרוך אַתָה יי אֱלהֵינו מֶׁלֶׁךהָ עולָם זוכֵר הַבְרִּית וְנֶׁאֱמָן בִּבְרִּיתו וְקַיָם בְמַאֲמָרו
– «Барух Ата Адо-най, Элоhэйну Мелех а-Олам, зохер абрит венеэман биврито векайам бемаамарав» – (Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь Вселенной, Помнящий Союз и Соблюдающий этот Союз и выполняющий свое обещание).
5. Браха «Меняющий творения»
Сказал Рабби Йеошуа бен Леви, увидевший человека с пятнистой кожей: «Благословен Меняющий творения»! Отвечают на это, цитируя барайту: «тот, кто увидел негра (куши), или краснокожего (гихор), или альбиноса (лавкан), или очень высокого сутулого человека (кипеах), или карлика (нанас), или человека с искривленным ртом (дарникос) – должен произнести браху: – «Благословен Меняющий Творения!»
Учили следующую барайту нашу учителя: «тот, кто увидел обезьяну, слона и сыча произносит: – «Благословен Меняющий Творения!»
בָּרוּךְ אַתָּה ה’ אֱלהֵינוּ מֶלֶךְ הָעולָם משנה הבריות
– «Барух Ата Адо-най Элоhэйну Мелех а-Олам, мешанэ а-брийот» –
(Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, Меняющий творения).
[Подробней здесь]:
https://silatehilim.com/браха-меняющий-творения/
6. Благословение на Гром и Молнию
Мишна утверждает, что во время грома нужно произнести особую молитву. Принято сначала, при виде молнии, произносить: «осэ маасэ Берешит», а затем, услышав гром: «шекохо у-гвурато малэ Олам», так как гром вызывает более сильный страх. Кто уже произнес благословения на молнию и на гром, не должен повторять их снова в течение того же дня.
בָרוך אַתָה יי אֱלהֵינו מֶׁלֶׁך הָעולָם שכחו וגבורתו מלא עולם
– «Барух Ата Адо-най, Элоhэйну Мелех а-Олам, шекохо у-гвурато малэ Олам» –
(Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Владыка Вселенной, чьи сила и слава наполняют Вселенную).
– «Барух Ата Адо-най, Элоhэйну Мелех а-Олам, осэ маасэ берешит» –
(Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который создал все Творения).
7. Биркат Иланот – благословение деревьев
В Талмуде сказано: «Тот, кто вышел в период Нисана и увидел деревья в цвету, произносит благословение: – “Благословен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Который не обделил Свой мир ничем и создал в нем прекрасные творения и красивые деревья, дабы услаждать ими сынов человеческих”».
בָּרוּךְ אַתָּה יי, אֱלֹהֵֽינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, שֶׁלֹּא חִסֵּר בְּעוֹלָמוֹ כְּלוּם, וּבָרָא בוֹ בְּרִיוֹת טוֹבוֹת וְאִילָנוֹת טוֹבוֹת, לֵהָנוֹת בָּהֶם בְּנֵי אָדָם
– «Барух Ата Адо-най, Эло-hэйну Мелех а-Олам, шело хисер бе-оламо клум, у-вара во брийот товот ве-иланот товот, леанот ба-hэм бней адам» –
(Благословен Ты, Господь – Б-г наш, Царь Вселенной, в мире Которого нет недостатка ни в чём, сотворивший в нём создания добрые и деревья добрые для наслаждения людей ими).
[Весь Седер Биркат Иланот по Бен Иш Хаю здесь]:
https://silatehilim.com/биркат-иланот-по-бен-иш-хай-благослов/
8. Благословение на Красоту
В Шулхан Арух сказано, что при лицезрении красивого дерева, животного или человека нужно сказать следующее благословение:
בָרוך אַתָה יי אֱלהֵינו מֶׁלֶׁך הָעולָ םשככה לו בעולמו
– «Барух Ата Адо-най, Элоhэйну Мелех а-Олам, ше-каха ло беоламо» –
(Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь Вселенной, у которого есть такие вещи в его мире).
9. Благословение при виде 600 000 людей
В Талмуде говорится, что это благословение предназначено для признания разнообразия человечества и утверждения того, что Б-гу полностью известно содержимое их сердец.
בָרוך אַתָה יי אֱלהֵינו מֶׁלֶׁך הָעולָם חכם הרזים
– «Барух Ата Адо-най, Элоhэйну Мелех а-Олам, хахам аразим» –
(Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь Вселенной, знающий тайны).
10. При виде «а-Ям а-Гадоль» (великого моря – океана)
Алаха говорит, что, когда кто-то видит «а-Ям а-Гадоль» (Великое море), он должен сказать особую Браху. Но есть разногласие между поским, по поводу того, какое море считается Великим – Средиземное или Атлантический океан? Так как вопрос все ещё не решён, то, когда видим каждое из этих морей, мы можем делать только Браху: «осэ маасэ Берешит» – (Который создал все Творения). Но Рав Хаим Каневский (зхуто таген алейну) как-то сказал посетителю из Гиблартара: «так как Гибралтар находится на стыке этих двух Великих вод, то тот, кто там находится и видит их оба одновременно, может делать Браху согласно всем мнениям: «Осэ а-Ям а-Гадоль».
ברוך אתה יי אלוקינו מלך העולם שעשה את הים הגדול
– «Барух Ата Адо-най Элоhэйну Мелех а-Олам, а-осэ а-ям а-гадоль» –
(Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь Вселенной, Кто создал Великое море).
[Подробней здесь]:
https://silatehilim.com/увидеть-гибралтар-и-сказать-браху-а/
(по сайтам: evrey.com; по книге «Gadol in our time»; https://ujew.com.ua/the-world-with-jewish-eyes/8-evrejskix-molitv-o-kotoryix-vyi-vozmozhno-nikogda-ne-slyishali)