Шмират Эйнаим (сбережение глаз)
Ликутей Маhаран (21:2) объясняет, что на лице человека есть семь свечей, кенегед Меноре, и ими нужно правильно пользоваться. Две свечи — это глаза, которые нам нужно охранять от неприличных вещей (остальные пять свечей — это два уха, две ноздри и рот).
В главе Шлах мы читаем: וְלֹא-תָתוּרוּ אַחֲרֵי לְבַבְכֶם וְאַחֲרֵי עֵ ינֵיכֶם אֲשֶׁר-אַתֶּם זֹנִים, אַחֲרֵיהֶם – («и не беги за сердцем своим и за глаза твои, которыми ты собьешься с пути». Раши цитирует мидраш, говоря, что «глаза видят, сердце желает, а тело грешит».
Запрет
Запрещено смотреть на неподобающе одетых женщин, а также запрещено смотреть даже на мизинец женщины, если это делается для удовольствия. Хотя всем известно, что запрещено смотреть на женщину, которая не прикрывает все, что требует алаха, следует помнить, что даже если женщина одета должным образом, смотреть на нее ради удовольствия совершенно запрещено. Это не хумра (устрожение), а простая алаха. Кроме того, если у мужчины в уме другая женщина, помимо жены, это может привести к тому, что его дети будут подобны мамзерим на духовном уровне. (Кав а-Йошар, глава 2, где цитируется Зоар)
Летом Йецер ара сильнее. Хотя шмирт эйнаим актуален круглый год, тем более в летние месяцы. Возможно, поэтому Шлах, где мы изучаем вышеперечисленное, приходится на начало летних месяцев.
В Тамуз очень важно строго соблюдать «шмират эйнаим».
В главе Шлах (13:20) сказано: וְהַיָּמִים-יְמֵי בִּכּוּרֵי עֲנָבִים – (время первого созревания винограда).
Это относится ко времени, когда мераглим (разведчики) отправились на задание.
Рабейну Хида говорит от имени Рабби Шимшона из Острополя, что, если вы посморите какие букву стоят перед каждой буквой עֲנָבם, то у вас получится слово סמאל «Самех мем» (имя ангела обвинителя).
Хида объясняет, что очень часто слово עֲנָבִים пишут без «йуд». И объясянет, что «Самех мем» сильнее в месяцах Тамуз и Ав, так как это месяцы Эсава, а он ангел Эсава. (Пней Давид)
Раши на пасук из Шлах: וְלֹא-תָתוּרוּ אַחֲרֵי לְבַבְכֶם וְאַחֲרֵי עֵינֵיכֶם говорит, что глаза называются «мераглим». Точно так же, как Самех Мем смог вызвать инцидент с мераглим, он также заставляет летом грешить другие мераглим, глаза.
Ворота в Нешама
Глаза — это ворота к нешаме. Интересно, что глаза — единственная часть человеческого существа, на которую влияет даже малейшее пятнышко грязи. Все мы знаем, как неприятно, когда в глаза попадает маленький волосок или пылинка. Это помогает нам немного понять, как любое пятнышко «грязи» на нешаме сильно ее загрязняет. Существует страшный ущерб, вызванный взглядом на неподходящие вещи. Не следует смотреть в лицо злому человеку или смотреть на нечистые вещи, но самая большая проблема, с которой приходится сталкиваться, это видеть нескромно одетых женщин или смотреть на них для удовольствия.
Глаза не видят того, чего не желает сердце
Когда Реб Арон, сын Реб Йеошуа из Белза, обручился, губернатор города объявил, что он приедет с гувернанткой, чтобы поздравить раввина и его сына. Реб Арон спросил своего отца, что ему делать, если ему придется встретиться с гувернанткой, поскольку ему, возможно, придется взглянуть на нее. Реб Иегошуа сказал своему сыну, что Мидраш, процитированный Раши, говорит, что глаза видят, а сердце хочет, но пасук упоминает сердце перед глазами. Причина этого, объяснил Ребе, в том, что если сердце не желает, то и глаза не видят.
Сгулот
Реб Элимелех из Лиженска говорит следующее в «Цетель Котон»:
Нельзя выглядывать из своих четырех локтей, а если увидишь женщину, то должен представить себе имя א־ד־נ־י перед глазами.
Если кто-то увидит женщину, нескромно одетую, он должен сказать пасук из «Шма»: וְלֹא-תָתוּרוּ אַחֲרֵי לְבַבְכֶם וְאַחֲרֵי עֵינֵיכ
– «ве-ло татуру ахарэй левавхэм ве-ахарэй эйнейхэм ашер атэм зоним ахарейем» – (и не будете блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими, которые совращают вас).
Кав а-Йошер (гл. 2) пишет, что Давид а-Мелех говорит в Теилим (119:37):
הַעֲבֵ֣ר עֵ֭ינַי מֵרְא֣וֹת שָׁ֑וְא בִּדְרָכֶ֥ךָ חַיֵּֽנִי׃
«hаавер эйнай меръот шав, бидрахеха хайени» – (отврати глаза мои от созерцания суеты, путем Твоим оживи меня). Слово שָׁוְא — по гематрии равно слову שז, аббревиатуры שכבת זרע и тогда Давид а-Мелех имеет ввиду: «отврати мои глаза от того, что может вызвать שכבת זרע». Тур в самом первом разделе «Орах Хаим» упоминает об этом пасуке и говорит, что еврей все время должен держать в голове этот пасук.
Реб Моше из Кобрина учит, что за первый взгляд, непреднамеренный, никто не наказывается, однако если кто-то смотрит во второй раз, намеренно, его за это наказывают.
Бейт Исраэль из Гур сказал, что если кто-то идет по улице и встречает нескромно одетую женщину, пока он продолжает идти и не думает об этом, он не будет привлечен к ответственности.
Если у человека есть плохие мысли и он может победить их, то Вс-вышний получает от этого большое удовольствие. Если кто-то обнаружит, что думает о том, что он видел, вместо того, чтобы вести битву, пытаясь высвободить мысли из ума, что только заставит их стать еще сильнее, просто подумайте о чем-то другом, например, о Торе, Аводе или даже о бизнесе. потому что две мысли не могут занимать ум одновременно. (Ликутей Маhаран 233)
Лейл Шавуот
Не спать всю ночь Шевуот, произнося Тикун Лейл Шавуот, с тикун для запретных вещей, которые человек видел своими глазами – очень сильно помогает. (Пеле Йоэц, Моэд Л’Коль Хай)
Хозе из Люблин
Если у человека «кошерные» глаза, он сможет видеть возвышенные вещи, которые глаза обычно не видят. (Ликутей Маhаран 254)
Когда Реб Яаков Ицхак из Люблина был студентом, он ходил с закрытыми глазами, чтобы не видеть того, чего не должен. Люди подходили к его Ребе и спрашивали, что это за глупость, но Ребе сказал им оставить Яакова Ицхака в покое.
Когда он достиг совершеннолетия, для него был найден прекрасный шидух. Он не смотрел на свою калу до свадьбы, так как ему не нужно было видеть ее до свадьбы. На свадьбе он открыл глаза, чтобы увидеть свою будущую жену, и увидел изображение на ее лице. Он сразу сказал отцу, что свадьбу нужно отменить. Они были, понятно, очень злы на него. Девушка якобы обладала всеми качествами, которые любой хотел бы. Но он знал, что увидел на лице девушки, и у него не было выбора, кроме как отменить свадьбу.
За все эти годы, когда он не смотрел ни на что неподобающее, он смог увидеть то, что обычный глаз не мог воспринять. Остальное уже история. Он нашел подходящую пару и стал называться Чозех, Провидец, потому что он мог видеть от одного конца мира до другого из-за того, что защищал свои глаза от запретного.
Ответственность женщины
Здесь не место говорить о цниусе — это отдельная тема, но женщины должны следить за тем, чтобы одеваться соответственно, чтобы не вводить мужчин в грех, глядя на них. Если женщина одета скромно, а мужчина предпочитает смотреть на нее, это его проблемы. Однако если женщина одевается в нескромную одежду, заставляя мужчин смотреть на нее, то она заставляет других грешить. К сожалению, в последние годы в кварталах фрамов появились магазины, принадлежащие фрамам, в которых продают одежду фрамам, которая носит крайне провокационный характер. Нет необходимости вдаваться в подробности, и это не чумры при любом натяжении воображения. Достаточно сказано.
В то время как не смотреть на запретное является обязательством, и за это человек получит награду в Олам аба, есть сгулот, которые работают, когда человек осторожен со шмират эйнайим.
Сгулот со Шмират Эйнайим
Реб Ури «Сараф» из Стерлиска говорил, что его дети будут жить и смогут расти без боли.
Сефер Исроэль Кедошим говорит, что человек будет защищен от айн ара, потому что айн ара может повлиять только на того, кто повреждает свои глаза, глядя на запретное.
Реб Арон Рот, Шомер Эмуним, говорит, что когда кто-то идет по улице и охраняет глаза, это считается очень важным на Небесах. Если человек идет по маленькой улочке и смотрит в оба, считается, что он выучил маленькую месехту. Если он идет по большой улице и сторожит глаза, считается, что он выучил большую месехту.
Существует каббала, переданная от Виленского Гаона, которую также излагает Реб Арон Рот. Если кто-то сталкивается с запретным зрелищем и побеждает свою йецер ара и не смотрит, это шаат рахамим, время милости с Небес, и все, что человек делает в это время, является месугаль, чтобы быть принятым.
Точно так же Рабби Йеуда Цадка рассказал, что один из больших раввинов спросил Бабу Сали, почему на его собственные тфило не ответили, но когда Баба Сали дал ответ, Баба Сали получил ответ. Баба Сали ответил: «Потому что я охраняю свои глаза и рот».
http://zchusavos.blogspot.com/2007/06/shmiras-einayim-thoughts-stories-and_06.html