Теилим 65 – как связаны слово «басар» и благодарность
Теилим 65:3
שֹׁמֵ֥עַ תְּפִלָּ֑ה עָ֝דֶ֗יךָ כָּל־בָּשָׂ֥ר יָבֹֽאוּ׃
– «Шомэа тефила адэха коль басар явоу» – (слушающий молитву, к Тебе придет всякая плоть).
Всякое благо, которое человек получает в этом мире, он всегда должен рассматривать не как свое собственное достижение, а как дар от Вс-вышнего, благословен Он.
Тот же, кто проявляет неблагодарность и объясняет выпавшее на его долю богатство, как плод своего труда и своих способностей, сам себя уничтожает, об этом говорит Маарам Рабейну Моше Альшейх в комментариях к недельной главе «Ки Таво», где объясняется заповедь о бикурим (жертвовании первых плодов).
Так как телесная сущность человека склоняет его к неправильному пониманию вещей, и всегда стремится доказать ему, что все его достояние, благодаря его собственным усилиям, Вс-вышний дал нам 3 заповеди, опровергающие это заблуждение и свидетельствующие о том, что все богатства, существующие в мире, принадлежат только Ему.
Эти 3 заповеди служат человеку вечным напоминанием об истине: необходимо верить, что Г-сподь, Б-г наш, дает нам силы и возможности создавать материальные ценности, и все находится в Его владении. Его блага нисходят на нас постоянно.
Начальные буквы названий этих заповедей:
ברכות – «Брахот» – (благословения),
שמיטה – «Шмита» – (седьмой год – год отдыха),
רבית – «Рибит» – (проценты – %) – образуют слово – בשר «басар» (плоть).
И если человек будет исполнять эти заповеди, и примет вытекающие из них свидетельства того, что Вс-вышний, благословен Он, наделяет нас способностями и возможностями приобретать все материальные блага этого мира, то он сможет прильнуть к святости и предстать перед Ним: «Слушающий молитву, к Тебе придет всякая плоть».
Если же нет, то заслужит презрения и не удостоится святости, ибо нет в мире человека более мерзкого и уродливого, чем тот, кто проявляет неблагодарность к Г-споду, Дающему все.
И в свете этого становится понятным смысл стиха: «Слушающий молитву, к Тебе придет всякая плоть» (Теилим 65:3).
ברכות – «Брахот» – (благословения)
Первая заповедь касается плодов, которые дает земля: человек не имеет права наслаждаться ни их вкусом, ни запахом до тех пор, пока не благословит Вс-вышнего за них. Это также служит доказательством того, что все принадлежит Ему и, что едим мы Его пищу, и потому благодарим и благословляем за нее Его.
שמיטה – «Шмита» – (седьмой год – отдыха)
Вторая заповедь о Шмита, повелевающая человеку в седьмой год [семилетнего цикла] покинуть свои поля и виноградники, словно они и не принадлежат ему, и отдать их бедными неимущим, ибо так постановил Г-сподь в Торе. Тем самым провозглашается, что землей на самом деле владеет не человек, а Вс-вышний, благословен Он; ведь если бы земля принадлежала человеку, то он не оставил бы ее.
רבית – «Рибит» – (проценты %)
Третья заповедь, относящаяся к имуществу и деньгам, заповедь о процентах: Г-сподь, благословен Он, запретил нам ссужать ближнего деньгами или другими равноценными деньгам вещами, извлекая из этого прибыль. Ссуда должна быть бесплатной.
И это свидетельствует о том, что деньги и прочие материальные ценности также являются собственностью Вс-вышнего, благословен Он, поэтому Он повелел нам давать их в долг друг другу без %. Ведь если бы они принадлежали человеку, то с какой стати тот давал 6ы их в пользование другому, не извлекая из этого никакой прибыли?
О том, что все блага мы получаем от Ашема, говорит и другой пасук Теилим (136:25):
– «Нотен лехем лехоль басар, ки ле-Олам хасдо» – (Дает пищу всему живому, ибо навеки милость Его).
Вс-вышний излучает Свое Изобилие – Шефа на тех, кто не подвержен чувству неблагодарности и соблюдает 3 заповеди, на которые намекает слово בשר «басар» (плоть).
Секрет молитвы «Биркат а-Мазон» со словом בשר «басар» (плоть).
https://silatehilim.com/биркат-а-мазаон-пересадка-органов-и-пе/
(По книге «Кодекс законов по недельным главам» Вайикра, Бемидбар, Дварим. Бен Иш Хай)