Теилим 111 или Кто в доме Хозяин
Теилим 111:6
– “Коах маасав игид леамо, латэт лаэм нахалат гоим” – (Мощь своих действий Он поведал Своему народу, чтобы дать ему наделы племен).
Величайший комментатор Торы, Раши, задает вопрос: “Разве не следовало бы начать Тору со слов: “Месяц этот для вас – начало месяцев” (Шмот 12:2), ведь это первая заповедь, данная сынам Израиля? Почему же Тора начинается с Берешит (рассказа о Сотворении мира)?
Если Тора – это свод законов, то логично было бы ее начать с первой заповеди – с освящении нового месяца и отсчета месяцев. Но изложение заповедей начинается лишь с 12-й главы второй Книги Шмот.
Ответ содержится в псалме Давида: “Мощь своих действий Он поведал Своему народу, чтобы дать ему наделы племен”.
Если народы мира скажут сынам Израиля: “Вы разбойники, захватившие земли 7 племен”, то евреи смогут ответить: “Вся земля принадлежит Г-споду, Он сотворил ее и дал кому Ему было угодно. По Своей воле Он дал ее им и по Своей воле отнял у них и дал нам.”
Комментаторы разъясняют, что завоевание страны Кнаанцами было частью плана Вс-вышнего, который временно отдал святую землю на “хранение Кнаану, подобно тому, как рабу отдают на хранение имущество сына его господина, пока тот не вырос и не вступил во владение и имуществом, и самим рабом”.
Но, если бы эта страна была передана другим народам, они попытались бы завладеть навечно ею, однако рабы не обладают правом собственности на имущество. А в Торе сказано, что Ноах проклял своего внука Кнаана, старшего сына Хама, сказав ему: “Проклят Кнаан, рабом рабов он будет у своих братьев”, – так как потомки Шема будут служить Б-гу, а потомки Кнаана – служить им.
Но если другие потомки Шема – арабы – заявят о своем праве на эту землю, то именно для них и предназначен ответ: “По своей воле Он дал ее им и по Своей воле отнял у них, и дал нам”.
(Раши 1:1, Рабейну Бахья (Ноах 10:15); “Заглянуть в Пардес”, А.Кац)