«Шилуах а-кен» – сод Тора
Из всех мицвот, мицва – «Шилуах а-кен», самая загадочная и не поддающаяся логике.
«Если попадётся тебе птичье гнездо на дороге, на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или с яйцами, а мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери мать вместе с детьми. Отошли (отгони) мать (птицу) – только детей (птенцов) возьми себе, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои».». (Дварим 22:6,7)
В Мидраше Раби Нехуньи бен а-Кана указывается, что в заповеди о птице и ее гнезде скрыта тайна:
«Толковал Раби Рехимай: почему сказано отпусти мать, а не отца»?
Подразумевается следующее: «матерью» называется «Бина» – понимание (одна из высших сфирот, которая породила все миры, расположенные ниже нее), которое является матерью Вселенной, как написано: «Если призовешь понимание». (Мишлей 2:3)
А что означают слова: «а детей возьми себе»?
Сказал Раби Рехимай: тех «детей», которых она вырастила.
И что это?
«7 дней Творения и 7 дней праздника Суккот и законы 7 дней недели и т.д.».
И поскольку в этой заповеди скрыта великая тайна, награда за ее выполнение очень велика – «чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои». (Ор hа-Гануз на Сефер hа-Баир 104)
Рашба (ближайший ученик Рамбана) – зехуто таген алейну, учил: «Знай, что если и возможно открыть кому-то из кабалистов тайное значение этой заповеди – то одному в целом поколении. Но это не освобождает знатоков Торы от обязанности обдумывать смысл заповедей, насколько позволяют возможности человеческого разума и в первую очередь, – ради приобретения добрых качеств характера». (Рашба, Тшувот 1,94)
Шла hа-Кадош также объясняет, что на языке кабалы это означает следующее: «Мать-Птица» означает духовную область «Высшая Мать» в «Небесных сферах». Находясь в материальном теле, у нас нет доступа к этой области. Поэтому, «только детей возьми себе» – только более низшие эманации и области (называемые баним – дети) доступны человеку.
«Мидраш раба» среди наград за эту заповедь приводит следующие: если не было у тебя детей, Творец даст их тебе (сыновей), и приблизит приход Машиаха и пророка Элияhу.
Один из смыслов заповеди: корень всего дурного в мире — эгоизм, особенно страсть к личному приобретательству. А тут человек отказывается от присвоения (наседки) ради того, чтобы она могла в будущем вывести ещё птенцов, то есть для общего блага. Значит, награда ему — мера за меру, и он сможет вырастить детей для служения Вс-вышнему, приблизив тем всеобщую геулу.
Есть и такой внутренний смысл: Мидраш поясняет, что «мазик», вредоносная сила, перемещается по воздуху — и заповедь отсылания наседки защищает от него.
Зоар hа-Кадош рассказывает, как взволнованная птица-мать летит с жалобой к ангелу птиц своего вида, и тот, поддержанный сродственными ангелами, обращается к Творцу: «Зачем Ты дал повеление, от которого страдают наши подопечные?!»
На что Вс-вышний восклицает: «Но почему же вы не просите также за моих детей, разбросанных по миру?!
За разрушенное гнездо Шехины, Высшего Присутствия (Храм) — ведь она называется Матерью мира?!
А также «матерью» названа Бина, высший разум и постижение — но где же пророчество, Мой высший дар людям?!»
Далее, Зоар hа-Кадош приводит долгую символическую историю о будущем раскрытии Машиаха. В ней многократно присутствует духовная сфера, именуемая «птичьим гнездом». Там временами прячется Машиах, там сокрыты духовные прообразы всех угнетателей Израиля, образ разрушенного Храма… А «птенцами» зовутся дети, изучающие Тору. На их «дыханиях стоит мир» и их заслугой он придёт к совершенству. (по статье Рава Арье Юдасина)
Сгулот Заповеди:
1. Сгула на долголетие – в самой Торе уже заложена награда: “чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои”. (Дварим 22:6,7)
2. Рождение сыновей – “если не было у тебя детей, Творец даст их тебе (сыновей). (Мидраш Раба)
3. Приближение прихода Машиаха и пророка Элияhу. (Мидраш Раба)
4. Защита от мазиким. (Мидраш Раба)