Сефер «Зера Шимшон» на Мишпатим – и сгула на рождение детей
Рабейну Хида писал, что Рабби Шимшон Хаим Нахмани обладал обширными знаниями в Кабале и хорошо разбирался в практической ее части, и приказал похоронить его кабалистические труды в его могиле. (Шем а-Гедолим, глава «Маарешет сефарим», Письмо 46)
Рабби Шимшон Хаим Нахмани известен по своему основному труду – «Зера Шимшон». Его книга «Зера Шимшон» – сгула для детей. Он обещал, что тот, кто будет по ней учиться – увидит чудеса, избавится от проблем и удостоится всяческих брахот в трёх вещах – детях, парнасе и бриют.
Во введении он объясняет, что, поскольку его единственный сын умер, он написал свои Сфорим, чтобы увековечить его память после смерти.
У него была единственная просьба изучить его работы: «Я умоляю вас десятью мерами мольбы – выбрать из моих Хидушим произведение, которое находит благоволение в ваших глазах, потому что ваше обучение будет успокаивать мою душу и т.д. Эта праведность будет при вас всегда – «питать» в этом мире, чтобы насыщаться в следующем. По этой заслуге, а-Шем воздаст вам детьми, здоровьем и пропитанием. И теперь, мои братья и друзья, делайте истинное добро и «И ваши глаза увидят, как ваши дети и внуки, как оливковые деревья будут вокруг вашего стола, мудрые и умные, и дома, полные всего хорошего, богатства и чести, не оставят ваших детей, пока они не увидят Б-га».
«Зера Шимшон» – на Мишпатим –
Гемара (Моэд Катан 28а) отмечает, что 3 важнейших аспекта жизни: долголетие, дети и финансовый успех зависят не от заслуг, а исключительно от мазаля человека, судьбы, предопределения сверху.
Тосафот (Шаббат 156а) сообщает нам, что человек может сменить свой мазаль, если у него есть большие заслуги.
Зера Шимшон указывает, что, когда дело касается вопросов долголетия и парнасы, как правило мазаль не меняется.
Однако, когда дело касается благословения на рождение детей, заслуга проживания в Эрец Исраэль может помочь человеку.
Даже если человек по своему мазалю не заслужил детей, он сможет иметь детей за зхут проживания в Эрец Исраэль.
Почему это так?
Зера Шимшон объясняет, что само проживание в Эрец Исраэль дает человеку такой невероятный зхут, что он может изменить его мазаль к лучшему, даже не делая ничего другого!
Но если жизнь в Эрец Исраэль – это такая большая заслуга для человека, что это может даже сменить его мазаль и помочь ему завести детей, может ли это также помочь ему с долголетием и парнасой?
Зера Шимшон отвечает на это следующим образом, что Вс-вышний воздает человеку за его добро в соответствии с действиями человека – мера за меру.
Гемара (Ктубот 110б) говорит нам, что любой, кто живет в Эрец-Исраэль, живет так, как будто у него есть Б-г, в то время как тот, кто живет за пределами Эрец-Исраэль, живет так, как будто в его жизни нет Вс-вышнего.
Более того, Гмара (Йевамот 64а) утверждает, что любой, кто не хочет иметь детей, заставляет Шхину покинуть Клаль Исраэль, как сказано:
«И Я установлю Мой завет между Мною и между тобой, и между твоим потомством после тебя в их поколениях заветом вечным: быть для тебя Б-гом и для твоего потомства после тебя». (Берешит 17:7)
Когда человек оставляет детей после своей смерти, у Шхины есть место для покоя, но если он не оставляет детей, тогда на чем она Шхина будет пребывать, где будет покоиться – на дереве и камнях?
Короче говоря, дом, в котором есть дети, обеспечивает место для пребывания Шхины.
«Почему люди живут в Эрец Исраэль»? – спрашивает Зера Шимшон.
Они живут там потому, что хотят получать вдохновение от Шхины, а вдохновение от Шхины приходит к человеку через его детей.
Рибоно шель Олам изменит мазаль человека, живущего в Эрец Исраэль, к лучшему и пошлёт ему детей, чтобы он мог усилить свою связь с Шхиной, что и является настоящей причиной, по которой он находится в Эрец Исраэль.
Однако, заключает Зера Шимшон, это специфическое вмешательство и тот факт, что он находится в Эрец Исраэль, будут работать только в отношении детей, а не в отношений двух других вещей, подвластных мазалю человека – продолжительности жизни и парнасы.
(по книге «Зера Шимшон» под редакцией Рабби Нахмана Зельтцер)