Запрет есть рыбу и мясо одновременно – еврейские запреты наших бабушек
Из воспоминаний детства четко вырисовывается одна деталь – всегда любую трапезу начинали с закусок и рыбы, затем обновлялись тарелки и подавали мясные блюда.
Как оказалось, это традиция имеет под собой основу – в иудаизме есть запрет смешивать определенные виды продуктов.
Один из таких запретов – это запрет есть вместе рыбу с мясом. И запрещено есть их именно в одно время, но разрешено есть одно после другого, и можно есть рыбу перед мясом, как это заведено.
Объясняют комментаторы, что есть различие в основах между мясом и рыбой – рыба охлаждает тело (содержит йод, растворяющий жиры), мясо богато жирами и разогревает тело и это сочетание опасно, в основном в местах пережёвывания и глотания пищи.
Между приёмом рыбы и мяса нужно что-нибудь съесть и выпить, или прополоскать рот, а также нужно сменить тарелки и приборы.
Сефардские евреи строго придерживаются делать маим эмцаим – [промежуточное] мытьё рук перед началом еды мяса.
Шульхан Арух также говорит о запрете есть вместе рыбу и мясо.
У кошерных животных – два начала: нейтральное (мясо использовалось, как приношение в Храме) и низменное (кровь, в “биологическом” составе которой – “зверская” природа животного – поэтому перед процедурой приношения в Храм ее удаляли из мяса).
Рыба в еде усиливает наше животное начало, но — на иной (в отличие от мяса) основе. Для приготовление рыбы для еды не нужна шхита (особый способ умерщвления) и удаление крови.
Рыбы живут в особой среде – плавают в море и других водоемах. А вода, согласно еврейской традиции олицетворяет Тору или еще Хесед (милосердие) в чистом виде. В водной среде не существует злых наклонностей. Рыба, которую мы съедаем, духовно поднимает наши физические желания, и они принимаются Вс-вышним. Поэтому рыбу принято подавать на стол во время Шабатних трапез.
Учат Хазаль, что у тех, кто употребляет в пищу мясо с рыбой одновременно, может развиться болезнь цараат, что помогает понять природу этого запрета.
Из других еврейских источников известно, что цараат возникает по причинам духовного характера. Среди них названы — клевета, сплетни… Талмуд приводит 7 причин, которые могут привести к появлению цараат (трактат Архин, лист 16). И все они связаны с нарушениями заповедей, тех, что регламентируют отношения между людьми (воровство, гордыня) или тех, которые ограничивают поведение человека в его служении Вс-вышнему (богохульство, ложные клятвы с упоминанием Его имени). Но о еде, о нарушениях законов кашрута здесь не сказано ни слова.
По указанию Торы, тот, у кого обнаружены признаки цараат, должен быть изолирован и до полного излечения ему предписывается жить вне еврейского стана (Ваикра, гл. 13, ст. 46). Маѓараль в своей книге Хидушей агадот объясняет: тот, кого постигла эта болезнь, виноват в нарушении гармонии отношений между людьми, а потому не должен находиться среди них.
Пища во многом влияет на духовное состояние человека: переходит в жизненную энергию и формирует духовный облик человека. Поэтому так важно соблюдать этот запрет.
(составлено редакцией сайта по статьям Рава Ицхака Яакова Фукса, Рава Элиягу Эссаса evrey.com)