Дожди в Израиле зависят от молитв
Сила дождя – это сила существования и размножения.
Вода даёт жизнь и с её помощью всё произрастает. Подобно воде из высших миров, в низшие спускается и материальная, и духовная благодать: «В час, когда идёт дождь, благословляется купля-продажа… и даже рыбы благословляются. Смотри, как велик дождь!
Рав Йеуда бар Йехезкель в час, когда шёл дождь, благословлял:
«Преукрасится и возвеличится Имя Того, Кто сказал – и возник мир, Кто назначает тысячи тысяч и миллионы ангелов на каждую каплю». (Тана девей Элияу)
«Даже мелкая монета в кармане благословляется, когда идет дождь». (Таанит 8)
Таково воздействие дождя в духовном смысле. Элияу Ки Тов пишет, что в Суккот решается – обильными ли будут дожди в этом году. Вплоть до Шмини Ацерет евреи не просят о дожде. Почему?
Наши мудрецы сказали: «Роса – всегда благословение для мира, поэтому мы просим, чтобы она выпадала и в праздничные дни. Но дождь является благословением только тогда, когда он выпадает вовремя, а дождь в Суккот – это проклятие, а не благословение, поскольку он изгоняет нас из Сукки. Дождь, идущий в Суккот, как бы извещает нас, что наше служение неугодно Вс-вышнему, и мы можем не исполнять величайшую заповедь!»
«На что похоже, когда дождь идет в Суккот? На слугу, желающего наполнить вином стакан своего господина, и вместо этого вылившего вино ему на голову». (Сукка, 28)
Просить о дожде мы начинаем только 7-го Хешвана, потому что к этому времени успевают вернуться домой паломники, прибывшие на праздники в Иерусалим, а мы не хотим, чтобы дождь застал их в пути.
«Сказал Рав Авау: велик день дождей больше, чем оживление мертвых;
Сказал Рав Йеуда: велик день дождей, как день, когда была дана Тора, как сказано: «Прольется, как дождь Моё учение»;
«Как день, когда были сотворены Неба и Земля»;
«Как день собрания изгнанников»;
И оживление из мёртвых произойдет с помощью росы Торы».
Еще сказали мудрецы, что есть 4 влечения:
– влечение жены только к ее мужу, как сказано: «и к мужу твоему влечение твоё»;
– влечение дождей только к земле: «вспомнил Ты землю (дождём) и обратил к ней влечение»;
– влечение Вс-вышнего только к Израилю: «Я принадлежу моему Израилю, и ко мне влечение его».
Объясняет Маараль из Праги: «влечение дождей к земле», ибо дожди воздействуют и им невозможно без принимающего. Поэтому они нуждаются в получателе – в земле».
В Пиркей де Раби Элиэзер сказано, что, когда Израиль своими достойными деяниями соединяет небо и землю, тогда они приводят дожди сверху. А если нет- дожди останавливаются.
В течение 6-ти дней – вплоть до сотворения человека, Вс-вышний не давал дождей. Поскольку не было еще человека, чтобы обрабатывать землю и того, кто знал бы о пользе дождя. Когда пришел человек и понял, что дождь нужен миру – помолился о нем и пошел дождь, и выросли травы и деревья.
«Ибо не было еще соединения высших и низших, чтобы высшие дали дожди вниз, пока человек, который находится между высшими и нисшими, не привел дождь через молитву». (Маараль)
Учат Хазаль, что дождь является благословением только тогда, когда он выпадает вовремя.
Молитва о дожде
«Бог наш и Бог отцов наших, вспомни праотца нашего Авраама, следовавшего за Тобою, как струя воды, Ты его благословил, чтобы он был как дерево, посаженное у потоков воды.
Ты его охранял и спасал от огня и воды. Ты являлся к нему, когда он сеял у всякой воды.
Община: – Ради него не откажи в воде!
Вспомни Ицхака, чье возвещение о рождении было
сказано при словах: «Пусть подадут немного воды». Ты велел его родителю заклать его и пролить
кровь его, как воду;
Он же готов был излить свою душу, как воду; он рыл и нашел источники воды.
Община: – Ради заслуг его даруй нам обилие воды!
Вспомни Яакова, кто взял посох и перешел Иорданскую воду; кто собрался с духом и отвалил камень от отверстия источника воды;
Кто боролся с ангелом, созданным из огня и воды. Почему Ты и обещал ему быть с ним в огне и воде.
Община: – Ради него не откажи в воде!
Вспомни Моше, кто в папирусовом ковчеге был извлечен из воды;
О ком говорили: «он начерпал и напоил овец водою»; когда любимицы Твои томились жаждой, ударил он по скале и потекла вода.
Община: – Ради заслуг его даруй обилие воды!
Вспомни служителя Храма, пятикратно погружавшегося в воды микве;
Который очищал и омывал руки свои святою водою;
который, возглашая устав, окроплял очистительной водой; Который уединялся от народа, стремительного как вода.
Община: – Ради него не откажи в воде!
Вспомни двенадцать колен, которые Ты провел среди расступившихся вод; Для которых Ты усладил горечь воды; Потомки которых проливали за Тебя кровь свою как воду; О, обрати взоры Свои: бедствия одолевают нас расступившихся вод;
Община: – Ради заслуг их даруй обилие воды!
Хазан: Ибо это Ты, предвечный Бог наш, посылающий ветер и дарующий дождь!
Община:
На благо, а не на проклятие! Амен!
На жизнь, а не на смерть! Амен!
На изобилие, а не на оскудение! Амен!»
Молитва Рабби Галанти о дожде
В святом городе Иерусалиме уже заканчивался месяц Шват, но дожди не начинались. Земля затвердела, подобно металлу, а небеса как будто превратились в медный занавес. Тогда все жители Иерусалима, включая мусульман и христиан, обратились к Рабби Галанти, который всем был известен, как чудотворец, с просьбой вернуть дожди на святую землю.
Рабби позвал десять своих учеников, попросил их одеться в зимнюю одежду, взять зонты и не обращать внимания ка палящее солнце. Ученики выполнили его просьбу и вышли вместе с ним через Шхемские ворота.
Когда все евреи увидели Рабби с учениками, они сделали то же самое, и отправились вслед за ними. Так, все вместе, они пришли к могиле Шимона а-Цадика, где Рабби Галанти вначале обратился с просьбой ко Вс-вышнему, а потом со всеми помолился дневную молитву «Минха».
Неожиданно для всех небо затянуло тяжелыми тучами, а потом начался сильнейший ливень. Когда евреи возвращались через Шхемские ворота, мусульмане подняли Рабби Галанти на руки и начали танцевать, не обращая внимания на проливной дождь. Так они донесли его до самого дома. Это было настоящим чудом для всех жителей Иерусалима.
Молитва Рабби Танхума о дожде
Рабби Аба сказал: «Если завтра наступит засушливый год и люди будут милосердны друг к другу, то и Святой, благословен Он, преисполнится к ним милосердия».
Во дни Рабби Танхумы понадобился Израилю пост.
Пришли к нему, сказали ему: учитель, установи пост! Установил он пост – первый день, и второй день, и третий день, – но дождь не пошел. Пришел он и стал им проповедовать.
Сказал он им:
«Дети мои, преисполнитесь милосердия друг к другу, и Святой, благословен Он, преисполнится к вам милосердия.
И вот, когда они распределяли милостыню бедным, увидели, как один человек дает деньги своей разведенной жене. Пришли они к нему (к Рабби Танхуме), сказали ему:
– Что это мы сидим тут, а грех-то там!
Сказал он им:
– Что вы видели?
Сказали ему:
– Видели мы, как такой-то человек дает деньги своей разведенной жене.
Послал он за ними, пришли они, сказал он ему (мужу):
– Отчего ты дал денег своей разведенной жене?
Сказал он ему:
– Увидел я ее в великом несчастье и исполнился к ней милосердия.
Обратил рабби Танхума лицо ввысь и сказал:
– «Владыка всех миров! Этот, который не должен был [давать] той пропитание, увидел ее в несчастье и преисполнился милосердия к ней;
Ты же, о Ком написано: “Жалостлив и милосерден Господь” (Теилим, 103:8), а мы – дети Твои, сыны друзей Твоих, сыны Авраама, Ицхака и Яакова, тем более Ты должен преисполниться к нам милосердия!»
Тут же полил дождь, и благоденствие пришло в мир.
Молитва Рабби Хони а-Меагеля о дожде
В Талмуде в трактате Таанит рассказывается:
«Случилось, что месяц Адар был на исходе, а дождей (всё ещё) не было. Послали [учеников] к Хони hа-Меагелю, чтобы тот помолился, и пошёл дождь. Он помолился, но дождь не пошёл. [Тогда] он начертил на земле круг, и стал в него.
Сказал: «Владыка всех миров! Дети Твои обратились ко мне, считая меня, как бы, близким Тебе человеком. Клянусь Твоим Великим Именем, что я не сойду с этого места, пока Ты не смилуешься над Твоими детьми».
Стал накрапывать дождь.
Сказали ему ученики: «Учитель! Мы узрели тебя, и не умрём. Но кажется нам, что этот дождь идет лишь ради того, чтобы освободить тебя от клятвы».
Он воскликнул: «Не о том я просил, но [я просил] дождя для [наполнения] колодцев, каналов и [подземных] пещер». Тогда разразилась страшная гроза и пошёл такой обильный дождь, что каждая капля наполняла бочку.
Сказали ему ученики: «Учитель! Мы узрели тебя и не умрём. Но кажется нам, что этот дождь идет на погибель миру».
Воскликнул он опять: «Не о том я просил, но я просил дождя желанного, благодатного и щедрого!»
Пошёл дождь, о котором он просил, (но шёл очень долго), пока не поднялся весь народ на Храмовую гору [чтобы спастись] от дождя (наводнения).
Сказали ему: «Учитель, ты молился, чтобы пошёл дождь. Помолись, чтобы дождь перестал».
Сказал он: «Меня учили: не молятся об отмене великого блага. Поэтому приведите мне быка для благодарственной жертвы».
Привели ему быка. Возложил он на него обе руки свои и сказал: «Властелин мира! Израиль, Твой народ, что вывел Ты из Египта, не может вынести ни великого блага, ни большого несчастья. Разгневался Ты на них — они не могут выдержать, щедро одарил Ты их благом великим — они также не могут выдержать. Да будет воля Твоя, чтобы прекратились дожди, и развеялись тучи над миром!».
В тот же миг подул ветер, и разошлись тучи, и засияло солнце. Вышел народ в поля, и собрали они трюфеля и [другие] грибы.
Послал к Хони (наси) Шимон бен Шатах (послание):
«Не будь ты Хони, я бы подверг тебя отлучению. Но что я могу тебе сделать, ведь ты привередничаешь перед Всесильным, а он выполняет твою волю. Словно сын, который привередничает перед отцом, а тот исполняет все его прихоти. И о тебе сказано в Торе (Мишлей): «Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя». (Мишна Таанит, III, 8; ВТ, Таанит 23а)
Внуки Рабби Хони — Абба Хилкия и Ханаан hа-Нехба — также пользовались народной любовью и были известны своей способностью вызывать дождь.
(по книгам «Берешит Раба» 33:3, ВТ – Таанит, Элиягу Ки Тов)