«Алель и Аль а-hанисим»
Неотъемлемая часть Хануки – «Алель» и «Аль а-hанисим».
На самом деле, мы увидим, что это вершина Хануки.
Чтобы объяснить, мы повторим урок от Рабби Шломо Клугер – Мааршак.
В Хануку еврейскому заключенному дали возможность выйти из тюрьмы на короткое время. Рабби Шломо Клугеру задали вопрос: стоит ему выйти вечером, чтобы зажечь Ханукальные свечи, или утром, чтобы сказать Алель и Аль Аль а-hанисим в Бейт Мидраше?
Мааршак ответил, что лучше, чтобы он вышел утром и произнес Алель и Аль а-hанисим с миньяном.
Многие считают, что самое главное – это Ханукальные свечи. Но из этого ответа, сказанного большим Равом-Кабалистом, мы понимаем, что произносить Алель и Аль а-hанисим является вершиной Хануки.
Мудрецы (Шабат 21) говорят: «Масла было достаточно на один день. Произошло чудо, и масло горело на протяжении восьми дней. В следующем году они постановили, что эти дни будут праздником, в который будут произносить Алель и Аль а-hанисим».
Рабби Йегуда Арье-Лейб из Гур – Сфат Эмет – говорит, что слова Гемары намекают на то, что Алель и Аль а-hанисим создают праздник. Было поставлено, чтобы этот день стал праздником, день, когда люди восхваляют Вс-вышнего.
Рабби Шмуэль Мункач, известный ученик Альтер Ребе, услышал, как меламед учил мальчиков первой Мишне в «Бава Меция», где говорится о двух людях, которые спорят, кому принадлежит предмет одежды.
«Этот говорит: «Это полностью мое», и второй говорит: «Это полностью мое»».
Реб Шмуэль спросил меламеда и мальчиков: «Возможно, вы можете ответить мне на вопрос: в Алель мы повторяем несколько псуким дважды. Например, мы говорим «возблагодарю Тебя, ибо Ты ответил мне и стал мне спасением» дважды. В большинстве сидуров первая строка написана большим шрифтом, а вторая строка написана мелким шрифтом. Но в Мишне, которую вы учите, слова «это полностью принадлежит мне» также повторяются дважды, но оба раза большими буквами. Почему?»
Никто не знал ответа.
Реб Шмуэль сказал им: «Когда два человека спорят, кому это принадлежит, оба кричат: «Это полностью мое». Оба кричат всей душой и всем сердцем. Поэтому оба раза написано большим шрифтом, чтобы показать их громкие голоса. Но, когда мы произносим Алель, люди ленятся. Даже если они говорят первую строку громко, второй раз повторяют тихо, без вдохновения. Поэтому вторая строка написана маленьким шрифтом».
Так Реб Шмуэль Мункач научил детей о важности читать Алель с вдохновением и чувством. Мы повторяем Алель восемь дней Хануки, но не дай себе лениться. Помни, что читать Алель является самой главной частью Хануки.
Чебинер Рав говорил: «Алель в Хануку не должен быть таким же, как Алель в Рош Ходеш, потому что в Рош Ходеш это обычай, а в Хануку Алель – это мицва».
Некоторые Ришоним говорят, что Алель – это мицва из Торы. (Реб Йерухем Перлова на Смаг, мицват асей, стр. 258)
Масехта Софрим (20:9) говорит: «Мы читаем полный Алель в течение восьми дней Хануки, и мы произносим благословение до и после Алеля, и читать нужно сладким и приятным голосом».
Написано (Мишлей 27:21): «Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, и человек – по мере славы своей».
Рабейну Хида объясняет, что, также, как горнило очищает серебро и золото, человек очищается, когда восхваляет Вс-вышнего.
Написано (Теилим 106:47): «…гордиться славой Твоей». Это означает, что человек очищается, когда восхваляет Вс-вышнего.
Дибук и Алель
Однажды дибук (дух) вселился в одного человека, и его привели к Адмор из Цанз – Диврей Хаим – в Хануку. Диврей Хаим сказал: «Приведите его в Бейт Мидраш, когда мы будем произносить Алель». Они так и поступили, и дибук тут же покинул тело и вылетел через окно. Это потому, что, произнося Алель, человек может избавиться от любой нечистоты.
Гемара (Песахим 117) говорит: «Мы говорим в Алель «чтобы не приходили никакие проблемы…»
Бен Иш Хай говорит, что в этих словах есть намек, что Алель способствует тому, чтобы проблемы не доходили до нас.
Рабби Цви Элимелех Шапиро из Динова – Бней Иссахар (Кислев 4:134) учит, что, когда человек восхваляет Вс-вышнего, он может использовать восхваление, как молитву.
Например, во втором благословении в Шмона Эсре мы восхваляем Вс-вышнего: «Который излечивает больных». Когда человек произносит эти слова, он может иметь намерение молиться за кого-то: «Вс-вышний, пожалуйста, исцели этого человека».
Когда мы говорим обычную молитву, ангелы могут помешать ей подняться, так как человек не заслуживает исполнения просьб.
Но кто может остановить еврея от восхваления Вс-вышнего?
Восхваления поднимаются вверх, и Вс-вышний читает между строк, понимает намерение и исполняет его просьбу.
Это значение пасука (Теилим 18:4): «Восхваляемым называю Г-спода и от врагов моих спасаюсь».
Также написано (Теилим 118:21): «Возблагодарю Тебя, ибо Ты ответил мне и стал мне спасением». Я восхваляю Тебя в страдании, и благодаря восхвалениям, я без сомнения получу избавление.
Сфат Эмет говорил, что, когда человек произносит слова: «Ана Адо-най» (ответь мне, Вс-вышний), он получит ответ на все свои просьбы. А когда человек произносит: «Ана Адо-най» в Алель, все его просьбы исполняются.
Хасиды думали, что Сфат Эмет имеет в виду пасук «Ана Адо-най, hошиа на» – (Прошу, Г-споди, спаси сейчас).
Имрей Эмет говорит, что это другой пасук: «Ана Адо-най, ки ани авдеха» – (Прошу тебя, Г-споди, потому что я твой раб). (Теилим 116:16)
Когда мы произносим благословение «ал амихья» (на мучное, вино и семь видов плодов), мы не делаем вставку в Хануку (как в Шабат, Рош Ходеш и Йом Тов). Это потому, что восхваление Вс-вышнего не может быть одним предложением. Восхваления требуют уточнения и объяснения.
Когда хасиды оказывали помощь Рабби Аарон из Белз, он настаивал, что хочет поблагодарить их лично.
Габаи спросили: – Для более важных дел Ребе посылает габаев. Почему мы не можем передать благодарность тем, кто оказал помощь? Почему Ребе утруждает себя, чтобы лично благодарить?
Ребе ответил: – Когда хазан говорит молитву «Модим» (благодарение), община говорит «Модим дерабанан» вместе с ним. Это потому, что, когда дело касается выражения благодарности, нельзя это делать через посланника. Человек должен это сделать сам.
P. S. Весь Текст «Алель» и «Аль hа-Нисим» – вы можете найти в Сидурах
(«Колодец Торы» Рабби Элимелех Бидерман)