«Осэ хайиль» – или как творить свою победу, притягивать удачу
Мы знаем из Торы, что против Авраама пошли войной 4 Царя, которые забрали в плен его племянника Лота.
Авраам победил их, бросав в них всего лишь горсть земли, песок – חול – «холь» на иврите.
Всякий раз, когда Авраам поднимал песок, чтобы швырнуть его во врага, он превращался в луки и стрелы.
Говорят мудрецы, что Авраам в это время использовал Святое Имя Ашема – ומב – одно из 72-х Имен.
Слово חָֽיִל «хайиль» (победа) по гематрии равно 48, как и гематрия Имени ומב, которое «лаасот хайиль» – творит удачу, победу.
Удивительно, но мы находим в Танахе несколько раз фразу «Осэ хайиль» (творить удачу, победу).
Парашат «Балак» (24:18)
וְהָיָ֨ה אֱד֜וֹם יְרֵשָׁ֗ה וְהָיָ֧ה יְרֵשָׁ֛ה שֵׂעִ֖יר אֹֽיְבָ֑יו וְיִשְׂרָאֵ֖ל עֹ֥שֶׂה חָֽיִל
– «Веhая Эдом йереша, веhая йереша Сеир оевав ве-Исраэль осе хайиль» –
(И будет Эдом подвластен, и будет подвластен Сэир врагам своим, Исраэль же одолеет (их).
Фраза «осэ хайиль» говорит о победе Израиля над врагами.
Теилим 118:16
יְמִ֣ין יְ֭הוָה רוֹמֵמָ֑ה יְמִ֥ין יְ֝הוָה עֹ֣שָׂה חָֽיִל
– «Йемин Адо-най ромэма, йемин Адо-най оса хайиль» –
(Десница Г-спода вознесена, десница Г-спода творит победу).
Сефер Рут 4:11
וַיֹּ֨אמְר֜וּ כָּל־הָעָ֧ם אֲשֶׁר־בַּשַּׁ֛עַר וְהַזְּקֵנִ֖ים עֵדִ֑ים יִתֵּן֩ יְהוָ֨ה אֶֽת־הָאִשָּׁ֜ה הַבָּאָ֣ה אֶל־בֵּיתֶ֗ךָ כְּרָחֵ֤ל ׀ וּכְלֵאָה֙ אֲשֶׁ֨ר בָּנ֤וּ שְׁתֵּיהֶם֙ אֶת־בֵּ֣ית יִשְׂרָאֵ֔ל וַֽעֲשֵׂה־חַ֣יִל בְּאֶפְרָ֔תָה וּקְרָא־שֵׁ֖ם בְּבֵ֥ית לָֽחֶם
«Вайомру кол-hаам ашер башаар веhазекеним эйдим: итен Адо-най эт-hа-иша hа-баа эл-бейтэха ке-Рахель у-ке-Леа, ашер бану штэйhем эт-бейт Исраэль, ва-асэ хайль бе-Эфрата у-кера-шем бе-Бейт Лехэм» –
(Вы ныне свидетели! И весь народ, что был в воротах, и старейшины сказали: (мы) свидетели! Да уподобит Г-сподь жену, входящую в дом твой, Рахели и Лее, которые вдвоем построили дом Исраэйля; да обретешь ты силу в Эфрате и да славится имя твое в Бэйт-Лехэме).
Сгулот с «хайиль»
1. «Тикун 48»
Мекубалим говорят, что, тот кто читает «Тикун 48», делая кавану, что гематрия слова «хайиль» (удача, победа) равна 48, он притягивает победу и удачу;
https://silatehilim.com/тикун-48-из-тикуней-зоар/
2. Сгула за солдат «Хайялим»
На иврите слово солдат – חייל «хаяль» – состоит из тех же букв, что и слово חָֽיִל «хайиль» (победа) и из того же корня, что слово חול «холь» – песок.
Читая этот пасук со всеми каванот, мы добавляем нашим солдатам удачи в победе.
3. Чтение псуким из Танаха «Осэ хайиль» притягивают к человеку победу и удачу:
– «Веhая Эдом йереша, веhая йереша Сеир оевав ве-Исраэль осе хайиль» (Бемидбар, Балак (24:18);
– «Йемин Адо-най ромэма, йемин Адо-най оса хайиль» (Теилим 118:16);
– «Вайомру кол-hаам ашер башаар веhазекеним эйдим: итен Адо-най эт-hа-иша hа-баа эл-бейтэха ке-Рахель у-ке-Леа, ашер бану штэйhем эт-бейт Исраэль, ва-асэ хайль бе-Эфрата у-кера-шем бе-Бейт Лехэм» (Рут 4:11).
P.S.
Интересно, что у горских евреев, единственной диаспоры, сохранилось слово «хайиль» в обиходе.
На вопрос «как дела», горские евреи отвечают: «хайиль», вкладывая в него сразу несколько смыслов, имея ввиду «с Б-жьей помощью все хорошо, удачно, на подъёме».
Также устойчивое выражение «хайиль гердо» (сродни «осэ хайиль») – чтобы было все удачно и успешно.
Чтобы Безрат Ашем, у Ам Исраэль и хайялим было все «Хайиль»!
(Идея по уроку Рава Исраэля Якобова для Silatehilim «Скрытый смысл Теилим 118; Лида П.)