Существует Традиция зажигать Ле-Хвод Цадиким масляные свечи – שמן זית זך.
Сказано в Талмуде, что когда говорят что-то хорошее об умершем или повторяют слова Учения от его имени, сила его души проявляется в нижнем мире, как сказано (Брахот 5): “Уста его шепчут в могиле”.
Начальные буквы слов שמן זית זך “шемен зайт зах” (чистое оливковое масло) имеют ту же гематрию, что Святое Имя שדי – “Шадай”, что является в свою очередь аббревиатурой слов: דובב שפתי ישנים – “Довев Сифтей йешеним” (делающий говорящими уста спящих). (Шир а-Ширим 7)
Кроме того, слово “зах” (чистый) – по гематрии равна 27 и символизирует сумму букв еврейского алфавита (22) с 5 конечными буквами (манцепах).
Катит (шемен катит – выдавленное масло) символизирует праведника, которого оплакивают и говорят, что день смерти праведника тяжел, как день, когда были разрушены 2 Храма, где приносились корбонот (жертвоприношения), а душа праведника приравнивается к такой чистой жертве.
Как зажигать свечи
1. Перед зажиганием свечи – откладывают деньги в Купат Цдака.
2. Произносят 10 раз сосредоточенно имя Цадика. Учат Мекубалим, что когда внизу еврей зажигает свечу ле-Хвод Цадик, называя его имя, этим Цадик призывается в этот мир и запоминает лик молящегося, а потом поднимается к Престолу Славы и свидетельствует в пользу того человека;
3. Зажигают свечу со словами:
«Арени мадлика Нер зе ле-Хвод (имя Цадика) алав а-Шалом, зехуто таген Алейну ве Коль амо Исраэль».
4. Подносят руки к свече, располагают их над ? пламенем и молятся о личном;
5. Разогретые от пламени руки ? быстро потирают друг о друга;
6. Прикладывают обе разогретые руки от пламени свечи к сердцу и произносят пасук:
«Лев Таор Бера ли-Элоhим, ве-руах нахон хадеш бекирби» – (сердце новое сотвори мне, Г-сподь, и дух истины обнови во мне). (Теилим 51:12)
Почему мы зажигаем свечи Ле-Хвод Цадиким
«Известно, что душа имеет удовольствие от зажигания свечей, она движется в великолепии небесном, радость распространяется из источника света, и она (душа) стремится за этим светом, несмотря на то, что свет огня свечи материален, а свет души духовен, чист и прост». (Рабейну Бехайя, Трума «Пожертвования»)
«Там души наслаждаются светом, и не нужно удивляться тому, что даже запах душа любит, когда она находится в теле», учит Бен Иш Хай.
Бен Иш Хай добавляет, что душа праведника радуется, когда зажигают ему свечу памяти и его душа поднимается к Ашему и заступается за того человека, который зажег в его честь Неер Нешама. (Бен Иш Хай, Тора Лишма, 520)
«После смерти, Цадиким влияют на благополучие Мира еще больше, чем при жизни». (Зоар а-Кадош на Ваикра, 71а).
Зоар а-Кадош (Шмот, 16б) пишет, что, если ушедшие не просили бы Вс-вышнего за живых, мы не смогли бы продержаться и половины дня.
В другом месте Зоар а-Кадош (Ваикра, 70б) сказано:
«В час, когда Мир находится в беде, особо достойные представители народа оповещают об этом души Праведников и плачут на их могилах. Тогда пробуждаются души Праведников, собираются вместе и идут, и взлетают к “спящим” в Хевроне и рассказывают им о беде. Тогда они все вместе входят в “тот самый вход” и оповещают о беде “Дух”. Те “Духи”, которые коронуются в Эденском саду, высшие ангелы идут и рассказывают все “Душе”, а “Душа”, в свою очередь — Вс-вышнему. И все просят о милосердии к живым. И Вс-вышний во имя них (просящих) проявляет милосердие к Земле».
Возникновение этого обычая связывают с Рабби Иегудой Анаси, составителем Мишны, завещавшим своей семье:
«נריהיה דלוק במקומו» — «Свечи будут зажжены на его месте», — что выражает уважение к покойному.
«Имя Вс-вышнего находится в имени Праведника. Оно «одевается» в него, из этого учим, что, когда распространяется имя Праведника, распространяется Имя Благословенного. Чем больше имя Праведника, тем больше Имя Вс-вышнего, потому что Имя Вс-вышнего соседствует с именем Праведника».
(по уроку Анат Бен Ари для Silatehilim.com; Из Йешивы «Кисе Рахамим» для Silatehilim.com Юра Плиштиев)