Опасаться молнии – еврейские запреты наших бабушек
Согласно «Сефер хасидим» (Параграф 469), особые основания бояться молнии есть у людей, лица которых при рождении были покрыты плёнкой – “михсе” – то есть у «родившихся в рубашке», которые по русскому поверью всю жизнь счастливы. Это же сказано в сборнике поверий и обычаев “Сефер Зехира” (Симанер З. Сефер Зехира, 1729), в главе об опасностях, и в сефардском сочинении начала ХХ в. Каф ѓа-Хаим (Яаков Хаим ѓа-Софер, Каф ѓа-Хаим, Йоре Деа 116:181).
Интересно, что «родившиеся в рубашке» в русском понимании этого слова есть и в еврейской традиции.
Так говорит о праотце Гаде знаменитый р. Хаим Йосеф Давид Азулай (Рабейну Хида) в книге “Мидбар Кдемот» (3:2): «Гад родился покрытым плёнкой, как одеждой. Потому и сказала Лея при его рождении: “ба-гад”, что читается в два слова – “пришло счастье”, а пишется в одно слово, так же, как “бегед” – “одежда”. И это добрый знак для всех рождающихся так».
Автор книги “Шмират ѓа-гуф ве-ѓа-нефеш” – р.Йосеф Ицхак Лернер снимает это противоречие: по его мнению, счастливы те, чьё тело было при рождении покрыто плёнкой, а те, у кого было покрыто лицо, должны бояться молнии.
(“Шмират ѓа-гуф ве-ѓа-нефеш” – р.Йосеф Ицхак Лернер)