Молитва Царя Хизкиягу – 1-я молитва в мире об Исцелении
Царь Хизкиягу царствовал в эпоху первого Храма и был многими мудрецами воспринят, как Мелех-Машиах.
Связь Царя Хизкиягу с исцелением
«6 важных деяний совершил царь Хизкиягу» – говорит Талмуд. (Псахим 56а)
За 3 из них он заслужил одобрение мудрецов, а за 3 другие — порицание.
Царь Хизгиягу получил одобрение за 3 действия, 2 из которых связанны с Исцелением человека.
1) Протащил кости отца по городу на одре из веревок, (в назидание грешникам – отец Хизкиягу – был грешный царь Ахаз);
2) Разбил змея медного, изготовленного Моше Рабейну в пустыне: «И Вс-вышний сказал Моше: сделай себе сарафа и прикрепи его на шест. И будет: всякий ужаленный, если взглянет на него, останется жив. И сделал Моше змея медного, и возложил его на шест. И было: если змей жалил человека, взглянув на медного змея, живым оставался». (Бамидбар, гл. 21, ст. 8-9)
Во времена Царя Хизкиягу люди стали поклоняться этому медному змею, наделяя его чудодейственными свойствами, и, считая его некой «автономной силой», способной оказывать влияние на их судьбы. Они забыли, что медный змей на высоком шесте служил лишь орудием, с помощью которого они, совершив проступок, могли спастись, поднимая глаза вверх, к Небу, то есть — обращаясь ко Вс-вышнему. Царь Хизкиягу уничтожил медного змея, чтобы отвести идолопоклонство от народа Израиля;
3) Спрятал «Книгу Исцелений».
Когда Ноах плыл в построенном им ковчеге по воде, он столкнулся с серьезной проблемой – и люди и животные начали болеть. Так как и людей, и животных в ковчеге было всего по паре, распространение болезней угрожало бы их исчезновению. Поэтому Малах, ответственный в высших духовных мирах за исцеление земных творений, по «поручению» Вс-вышнего написал подробные инструкции излечения от всяких болезней, и эти записи передал Ноаху. Это дало возможность Ноаху успешно лечить животных и людей. Это и была «Книга Исцелений». Но и потом, когда люди настолько размножились, что исчезновение с лица земли из-за болезней им уже не грозило, они продолжали пользоваться этой чудесной книгой и излечивались от всех болезней.
Когда Царь Хизкиягу увидел, что люди уже не воспринимают болезнь, как нечто связанное с Небесами и забыли о том, Кто установил законы и дал им способы исцеления, он спрятал чудодейственную книгу.
Он знал, что каждый орган человеческого тела связан с определенной заповедью. Невыполнение той или иной заповеди могло спровоцировать болезнь, а выполнение заповеди — принести исцеление. Поэтому и решил, что изменения в физическом состоянии человека должны происходить естественным путем.
История появления Молитвы Царя Хизкиягу и связь с эпидемией
Он очистил Израиль от идолов и противостоял ассирийскому царю Санхериву, вторгшемуся в страну, и отправившему Царю Хизкиягу послание: «Точно так же, как идолы не могли уберечь поклонявшиеся им народы, когда царь Ассирии пошел против них войной, так и Вс-вышний не спасет свой народ от могущественного ассирийского войска».
В тот день весь народ разорвал на себе одежды в знак траура, а Царь Хизкиягу с приближенными покрыли себя мешковиной и стали молить Вс-вышнего о помощи.
Пророк Йешаяу – дядя Царя Хизкиягу – просил не слушать того и довериться Ашему.
Огромная ассирийская армия расположилась у стен Йерусалима поздно вечером, в канун Песаха. Наутро Санхерив запланировал штурм, но, вдруг, за ночь по непонятной и до сегодня причине (эпидемия?) погибли 185 тысяч человек из ассирийского войска. Так Вс-вышний ответил на молитву Царя Хизкиягу и его подданных.
Санхерив с остатками армии вернулся домой, сообщив всем о своей победе.
Пророк Йешаягу заявил царю, что нужно возблагодарить Творца за избавление, произнеся всенародный Аллель: «Пойте Ему, ибо Он сотворил великую славу Себе». (Йешаягу 12:5)
Но Хизкиягу не объявил Великий Аллель. И, как говорят мудрецы Талмуда, поэтому и не стал Машиахом, хотя полностью имел все шансы для этого. (Сангедрин 94а)
Пророк Йешаягу предсказал тяжело больному царю, что он «умрет, и не будет он жить». «Он умрет» – это смерть физическая, а «не будет жить» – это то, что он теряет вечную жизнь. Хизкиягу не понимал, ведь всю жизнь он был праведным Царем. Пророк объясняет, что он не выполнил одну из главных заповедей – «плодитесь и размножайтесь». Царь Хизкиягу отвечает: не выполнил, потому что у него было пророческое видение, что родится сын-злодей. Таким образом, у него были очень чистые намерения.
Пророк ему говорит: «Не твое дело рассуждать, как будет. Это мир Б-га. Он сказал, что надо делать, и это надо делать. Заповедь есть, и ее надо выполнять». И Царь Хизкиягу отвечает пророку: «Я понял свою ошибку. У тебя есть дочка, отдай мне ее в жены. Может быть, твои заслуги и мои заслуги вместе как-то исправят ситуацию». Пророк отвечает, что поздно, постановление уже вынесено: Царь Хизкиягу умрет, и не будет жить.
Царь настаивает: «У тебя не полная информация. Потому что я из дома своего отца, Царя Давида, получил предание, что даже если уже меч острый лежит на твоей шее, не отчаивайся, не опускай руки, надейся на милосердие Б-га».
Царь Хизкиягу отвернулся к стене и начал плакать и молиться (именно отсюда евреи учатся молитве итбодедут).
Вс-вышний прощает Царя Хизкиягу и он вновь заслужил расположение Творца. Он женился на дочери Йешаягу, своего дяди и у них родился сын – будущий царь Менаше (дальнейшее поведение которого предвидел Царь Хизкиягу).
В знак об этом чуде – выздоровлении Царя Хизкиягу – произошло передвижении тени солнечных часов назад на 10 ступеней. (Мелахим II 20:1-11)
Царь Хизкиягу – первый человек, который, когда заболел, попросил Вс-вышнего об исцелении и через тшуву излечился.
После этого случая, постановили Хазаль, что, когда кто-то болен или проходит через иссурим (страдания) – он должен повторить молитву, которую произносил Царь Хизкиягу.
Она служит спасением от всех суровых Б-жественных приговоров и может их остановить даже, когда приговор наверху уже вынесен.
Царь Хизкиягу властвовал 14 лет и был наказан смертельной болезнью, но после раскаяния был исцелен и царствовал еще 15 лет (больше, чем до болезни).
После смерти Хизкияху, по словам Рабби Йеуды, за гробом Царя шли 36 тысяч человек с обнаженными в знак печали плечами; свиток Торы был положен, по словам Рабби Нехемии, на его гроб со словами: «Этот человек исполнил все, что написано в этом свитке»:
История молитвы
בַּיָּמִים הָהֵם חָלָה חִזְקִיָּהוּ לָמוּת וַיָּבוֹא אֵלָיו יְשַׁעְיָהוּ בֶן אָמוֹץ הַנָּבִיא וַיֹּאמֶר אֵלָיו כֹּה אָמַר יְהוָה צַו לְבֵיתֶךָ כִּי מֵת אַתָּה וְלֹא תִחְיֶה:
«Ба-ямим а-hэм хала Хизкияhу ламут ва-яво элав Йешаяhу бен Амоц а-Нави вр-йомэр элав: Ко амар Ад-най цав ле-вэйтеха ки мэт ата ве-ло тихъе».
(В те дни заболел Хизкиягу смертельно, и пришел к нему Йешайяу, сын Амоца, пророк, и сказал ему: так сказал Г-сподь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, а не выздоровеешь).
וַיַּסֵּב חִזְקִיָּהוּ פָּנָיו אֶל הַקִּיר וַיִּתְפַּלֵּל אֶל יְהוָה: וַיֹּאמַר אָנָּה יְהוָה זְכָר נָא אֵת אֲשֶׁר הִתְהַלַּכְתִּי לְפָנֶיךָ בֶּאֱמֶת וּבְלֵב שָׁלֵם וְהַטּוֹב בְּעֵינֶיךָ עָשִׂיתִי וַיֵּבְךְּ חִזְקִיָּהוּ בְּכִי גָדוֹל:
«Ваясев эт панав эль hа-кир ва итпалель эль А-донай леэмор. Ана А-донай зхар на эт ашер италахти лефанэха беэмет увэлевав шалем ве hа-тов беэйнеха асити ваевэх Хизкиягу бэхи гадоль».
(И обратил Хизкиягу лицо свое к стене, и молился Г-споду. (3) И говорил: «Прошу, Г-споди! Вспомни, прошу, что ходил я пред Тобой верно и с полным сердцем, и угодное в очах Твоих делал». И заплакал Хизкиягу плачем великим).
[Царь Хизкиягу прощен]
(4) И было слово Г-сподне к Йешайяу сказано: (5) Поди и скажи Хизкиягу: так сказал Г-сподь Б-г Давида, отца твоего: услышал Я молитву твою, увидел Я слезы твои. Вот Я прибавляю ко дням твоим пятнадцать лет. (6) И от руки царя Ашшура спасу тебя и город этот и защищу город этот. (7) И вот тебе знамение от Г-спода, что сделает Г-сподь по слову этому, которое Он изрек. (8) Вот Я возвращаю тень ступеней, которая спускалась по ступеням солнечным Ахаза, назад (на) десять ступеней. И возвратилось солнце (на) десять ступеней по ступеням, по которым оно спускалось.
Сгулот с Молитвой Царя Хизкиягу
1. В «Тефилот а-Маршал», цитирующем Раши, сказано, что нужно сказать Молитву Хизкиягу, которую он получил с Шамаим. Это записано в Йешайяу (38:9-20). Ему было открыто, что больной человек или тот, кто находится в испытаниях, должен прочитать её и будут спасены от всех суровых судов.
1. Читать весь месяц Ияр – месяц исцеления; (Йешива «Кисе Рахамим»)
2. Сефер «Таамей а-Минъагим» (стр. 319) упоминает эту сгулу для спасения.
3. «Вовей а-Амудим» пишет, что желательно читать эту молитву в слезах.
Молитва Царя Хизкиягу
https://silatehilim.com/молитва-царя-хизкиягу/
(Рабби Меир Мазуз, Йешива «Кисе Рахамим», с благодарностью Юре Плиштиеву)