4 Швата – Йорцайт Баба Сали – патент от Баба Сали
Раби Исраэль Абухацера (Баба Сали – молящийся отец) – величайший мудрец, кабалист и чудотворец современности. Его могила в Нетивоте является популярным местом для молитвы, особенно в день его Йорцайт, когда сюда стекаются сотни тысяч евреев. Выходец из прославленной марокканской семьи мудрецов Торы – Абухацера – он с раннего возраста проявил выдающиеся умственные способности, с 13 лет занимался в семейной Йешиве наравне со взрослыми, отличался благочестием и праведностью.
По преданию, однажды в детстве он стал свидетелем драки сверстников. «Зачинщик всего этого меня так разозлил, что я чуть его не проклял!» – поделился Исраэль своими впечатлениями с отцом и получил от него величайший урок, определивший всю его последующую жизнь: «Сынок! Тебе предначертано великое будущее: все, что сойдет с твоих уст, воплотится. Так старайся же всю жизнь лишь благословлять и разговаривать с людьми по-хорошему, но никогда не проклинай!»
Баба Сали держался подальше от политики и пользовался уважением во всех кругах, включая величайших ашкеназских и хасидских лидеров от Рава Йоэля Тейтельбойма из Сатмара до Рава Авраама-Йешаягу Карелица, Хазон Иша, назвавшего его «величайшим служителем Творца».
В своей книге «Аават Исраэль» (Любовь Израиля) Баба Сали наглядно показывает, как все заповеди Торы, так или иначе, связаны с заповедью «Возлюби ближнего, как самого себя» — как сказал раби Акива: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» — это величайший принцип Торы».
Вот, что говорится в книге по поводу первой заповеди «Плодитесь и размножайтесь» — «Говорится в трактате Кидушин 41а: «Сказал рав Йеуда: запрещено мужчине жениться на женщине, ни разу не видев ее до этого, а то вдруг ему в ней что-то не понравится, и она окажется отверженной в его глазах, а ведь говорится «возлюби ближнего своего, как самого себя».
Далее говорят наши мудрецы (трактат Йевамот 62б): «Муж должен уважать свою жену более себя, а любить, как себя». Это – точное проявление принципа «возлюби ближнего своего», в данном случае – свою жену, «как самого себя».
Числовое значение «как самого себя» — «камоха» — (20+40+6+20) כמוך =86. Если записать это число еврейскими буквами, получится пей (פ=80) и вав (ו=6) – которые можно рассмотреть и как аббревиатуру первой заповеди «плодитесь и размножайтесь», «пру у-рву» – פרו ורבו. Поскольку изначально выполнить данную заповедь можно лишь с помощью Вс-вышнего, лишь от него зависит конечный результат отношений между мужем и женой, это идеально соответствует заключению ключевой заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя — Я – Вс-вышний». И в связи между мужчиной и женщиной явно проступают буквы четырехбуквенного Имени Творца – «Я – Вс-вышний»: В слове мужчина «иш» איש есть буква йуд י, в слове женщина אישה «иша» – ה hэй. Кроме того, по кабале, мужское начало символизируется буквой ו вав, а женское – ה hэй. Получается четырехбуквенное Имя, состоящее из четырех этих букв.
Возлюби ближнего своего, как самого себя! (Община Дор Ревии по книге “Баба Сали”)
Патент от Баба Сали
Однажды у Баба Сали (Раби Исраэль Абухацира) серьезно заболели глаза.
Его отправили в частную глазную клинику в Париже. Там его лечил доктор по фамилии Клиши.
Доктор проявил по отношению к прославленному праведнику максимальное участие. Заботливо ухаживал за ним, обеспечил всем необходимым для лечения и проживания в клинике. Была проведена сложная операция – в результате, к раву полностью вернулось зрение.
Благодарность Баба-Сали не знала границ.
И вот, через много лет пришел в синагогу к Баба-Сали один еврей из Франции и попросил помолиться о его жене, которая серьезно заболела. Цадик исполнил его просьбу, назвав имя женщины в субботней молитве, когда евреи молятся за полное излечение всех больных своего народа.
После молитвы гость из Франции остался в синагоге, нашел момент и подошел к Баба-Сали. Рассказал, что его жена, за которую тот только что молился, – дочь доктора Клиши, лечившего Раби Исраэля. (И рассказал он об этом не до молитвы, а после).
Баба-Сали так растрогался, что начал расспрашивать – и о докторе, и о семье посетителя. Сказал, насколько он благодарен тому замечательному доктору. Говорил о нем в самых восторженных выражениях.
И еще сказал – что прямо сейчас снова помолится за выздоровление дочери доктора Клиши.
Индивидуально только о ней.
Помолился – и сказал тому еврею, что вот, сейчас он придет домой – а его встретит на пороге жена.
Посетитель удивился – потому что жена уже несколько недель не вставала с кровати.
И как только он пошел домой – за ним отправилось не меньше двух десятков других евреев – посмотреть на чудо, которое буквально несколько секунд назад сотворил на их глазах их любимый раввин.
И вот, они пришли к тому дому – а в дверях никто никого не встречает. Ну что ж, бывает. Наверно, это было сказано в переносном смысле, она, конечно, приподнялась на постели и ожила – но главное, что теперь она поправится и уж точно встанет на ноги. С тем люди пошли со двора. А тот еврей вдруг выскочил наружу и как закричит: она стоит, она стоит!
Оказывается, она действительно поднялась. Сказала, что почувствовала себе много лучше и решила помочь домашним накрыть стол для утренней трапезы. И тут же люди побежали обратно в синагогу и объявили своему раву, что “она стоит!”
Что произошло? Молитва праведника вышла из благодарного сердца. Баба-Сали испытывал чувство огромной благодарности к тому доктору, который его вылечил и проявил неординарное участие в судьбе и выздоровлении больного.
А благодарность праведника способна творить чудеса.
Когда будем молиться за выздоровление другого человека – стоит вспомнить, что он сделал хорошего нам и людям – и насколько мы ему за это благодарны. Тогда молитва сработает.
Кстати, отсюда мы видим, что, если хочешь, чтобы молитва других людей тебе помогла – надо делать хорошие дела – чтобы окружающие испытывали к тебе чувство благодарности.
Сказано в мидрашах, что в дни Создания мира трава поднялась, но не росла, мир никак не развивался – все замерло в ожидании появления Человека. И как только Человек появился и произнес первую молитву – начала расти трава, а мир развиваться.
Значит, мир был “заведен” молитвой. Она лежит в основе всего – и предшествует исполнению всех заповедей.
Но что это была за молитва? Просьб у человека еще не было – ибо он владел всем! Значит, он произнес молитву благодарности! За то, что Творец дал человеку жизнь и создал для него великолепный мир.
Благодарность включила мир. Стала его ключом зажигания.
Кстати, благодарность – не только начало человеческой истории, но и начало нашего с вами дня, который мы начинаем с молитвы “Моде ани лефанэха“.
Т.е. благодарность – основа мира, нашей жизни и нашего каждодневного существования.
(Рав Реувен Пятигорский)