Машаль (притча) Хафец Хаима в дни Шовавим
Чтобы было понятно насколько важны дни Шовавим – время самоанализа и работы над своей душой – приведем известный машаль величайшего Раби Хафец Хаима (зехуто яген алейну).
Жил один простой неимущий бедный еврей.
Дом его был пуст, и дети все время просили хлеба.
Устав от своей доли, сказал он своей жене как-то: «Говорят мудрецы, что меняющий место – меняет судьбу, поеду-ка я в заморские страны, может быть, там я буду удачлив».
Ответила ему жена: «Поезжай с миром, но помни, что через пять лет наша старшая дочь достигнет брачного возраста, поэтому хочу я, чтобы к этому времени ты вернулся, и не считалась она сиротой при живом отце». Пообещал он жене возвратиться к этому времени, будет ли он преуспевать или нет.
Поехал он в далекую страну и стал заниматься торговлей мясом и рыбой.
Ему сопутствовал большой успех, и он накопил много денег.
Дни пролетели, годы прошли, и настало время возвращаться.
Сказал он себе: что везти с собой? Ведь здешние деньги не в ходу на моей родине. Решил он привезти товар, равноценный деньгам.
Продал он свой дом и все своё имущество, и купил на них мясо и рыбу. Запечатал их в ящики, привез на корабль и отправился с ними к себе на родину. На границе таможенники открыли ящики и отпрянули назад из-за дурного запаха. В конце концов, он был вынужден на оставшиеся деньги нанять рабочих, чтобы убрали стухшее мясо, и домой вернулся ни с чем. Бедным уехал и бедным приехал.
От досады и огорчения свалился он на свою кровать и заснул. Когда проснулся, не поверил своим глазам. Дом был празднично освещён, его жена и дети счастливо улыбались, а стол был накрыт разными лакомствами… «Чему вы радуетесь?» – удивился он.
«Твоя поездка не была напрасной», – сказала ему жена. – Теперь мы сможем с честью выдать нашу дочь замуж». Он ничего не понял. Рассказала ему жена, что, когда он снял туфли и лёг спать, дети увидели, что его туфли облеплены грязью. Почистили они их, раздробили куски земли и нашли в них большие и маленькие драгоценные камни. Взяли они один из них и отнесли к ювелиру, а он дал им за него большие деньги. И если он заплатил столько за один камень, то сколько же заплатит за всё. Есть у них теперь приданое для всех детей.
Выслушал он её и взволновался: «Ты имеешь ввиду те маленькие блестящие камешки? Да их там, как камней на улицах. Если бы я знал, что они такие дорогие, наполнил бы ими ящики и стал бы одним из богатых людей в стране».
«Подобно этому, – объясняет Рабейну Хафец Хаим, – посылается душа в мир исполнять Тору и заповеди для вечного её счастья и богатства.
Но здесь, в этом мире превращается человек в торговца мясом и рыбой, и делает это с большим успехом. Ест и пьет, радуется и наслаждается.
Когда приходит час возвратиться в источник, берёт он с собой ящик, заполненный мясом (его тело заполняет гроб)…
Но тело сгнивает в могиле: «умножающий мясо – умножает червей».
Поднимается душа к небесам, смятенная и дрожащая.
Понимает, что время впустую прошло, и она возвращается пустая.
Предстает душа перед верхним Судом, и вдруг сюрприз: свет и сияние, несчётное имущество, ведь даже еврейские преступники полны заповедей, как гранат полон зернышками.
В такой-то день он дал цдаку (пожертвование), в другой день он сосредоточенно молился, в третий день улыбнулся ближнему, сделал доброе дело, навестил больного, поинтересовался здоровьем ближнего – помог невесте… – заповеди, «приклеившиеся к пяткам», как грязь, и они удостоят этого человека будущей жизни.
И он дрожит и волнуется: если бы знал, что так ведется счёт, наполнил бы корзины и пакеты, и привез бы их, как грязи».
(Хафец Хаим а-Хадаш ал а-Тора, Мишлей Хафец Хаим)