Ницэвет бат Адаэль – кто стоит за каждым псалмом Царя Давида
Учат Хазаль, что нужно быть очень осторожными с людьми, которые пережили царот – «цара» (беда, притеснение).
И это помимо вдов и сирот, о которых в Торе говорится открыто: «Никакую вдову и сироту не обижайте… если будешь обижать их…! Ибо если воззовет ко Мне, Я услышу его вопль; И воспылает Мой гнев, и поражу вас мечом, и будут ваши жены вдовами, а ваши дети сиротами». (Шмот 22:21-23)
Мудрецы приводят в пример истории про бездетных женщин (на примере Ханы и Пнины), про женщин, оставленных своими мужьями (Ницэвет бат Адаэль) людей, перенесших утрату (Йов и друзья) – и во всех историях Вс-вышний воздает за испытание людям, пережившим царот, а их притеснителей – наказывает.
Все эти примеры раскрывают, что испытания в этом мире посылаются Вс-вышним и невозможно понять или увидеть за этим всем причинно-следственную связь. Ведь тема «почему праведнику плохо, а грешнику – хорошо» – проходит рефреном через всю Тору и остается безответной, но учит многому.
Ницэвет бат Адаэль
Отец Давида, Ишай, был внуком Боаза и Рут.
После нескольких лет брака с женой Ницэвет и рождения 7-х сыновей, Ишай начинает испытывать сомнения в своем происхождении. Он член Сангедрина, ведущий авторитет Торы того времени, но его бабушка Рут была моавитянкой.
Тора запрещает израильтянам вступать в брак с моавитянами. Когда сомнение охватило сердце Ишая, человека честного и ответственного, он решает разлучиться с женой. Дети Ишая знали об этом разделении.
Жена Ишая — Ницэвет бат Адаэль — была праведной женщиной и очень тяжело переживала решение мужа оставить ее.
Так как Ишай был праведником, то знал, что Вс-вышний сотворил мир не для того, чтобы он оставался пустыней, но хочет, чтобы он был заселен, и поэтому не следует мужчине жить без жены. После нескольких лет одинокой жизни он выбрал одну из рабынь-неевреек, живших у него в доме, и сказал ей: «Я освобождаю тебя с таким условием: если я — полноценный еврей, то и твое освобождение является полным, и я беру тебя в жены в соответствии с законами Торы, данными нам Моше. А если я таковым не являюсь, то ты не освобождаешься и остаешься в прежнем статусе, а, стало быть, имеешь право выйти замуж и за моавитянина».
Служанка оказывается верной своей хозяйке и поступает, как поступили наши праматери – Рахель с Леей, Ницэвет подменяет собой.
Через 3 месяца беременность Ницэвет становится явной и сыновья, подозревая свою мать в блуде, решают её убить. Ишай приказывает своим сыновьям не прикасаться к ней.
«Не убивайте ее! Вместо этого, пусть ребенок, который будет рожден, будет рассматриваться, как мамзер».
Талмуд (Шаббат 55б) называет Ишая одним из четырех праведников, которые умерли исключительно из-за греха Адама и Хавы, но не из-за собственных грехов.
Когда родился Давид, семья встретила его рождение с полной насмешкой и презрением: «Ненавистным я стал для своих братьев, и чужим для сыновей своей матери». (Теилим 69:9)
Давиду не разрешали есть вместе с остальными членами его семьи, у него был отдельный стол в углу.
Его сделали пастухом в надежде, что дикий зверь придёт и убьет его, когда он будет на пастбищах.
Единственный, кто страдал из-за Давида и чувствовал глубокую связь и любовь к ребенку – это была его мать – Ницэвет бат Адаэль, которая чувствовала боль и отторжения своего младшего ребенка, как свою собственную.
Униженная и презренная, Ницэвет лила реки слез, ожидая, когда справедливость будет восстановлена. Она перенесла долгие годы «бизъйонот» (унижений), 28 лет нападок, страданий и боли. 28 лет царот.
Ницэвет выбрала обет молчания. И, как Тамар, Ницэвэт будет вознаграждена за её молчание ребенком с великим будущим, который станет предком Машиаха.
Говорит Мидраш, когда Шмуэль а-Нави помазал Давида, послышался плач из-за пределов большого зала.
Это был голос Ницэвет, единственного сторонника Давида и единственного источника утешения.
Её 28 долгих лет молчания перед лицом унижения наконец подошли к концу. В конце концов, все увидят, что род ее младшего сына был чист, не испорчен ни одним пороком.
Хоть и будут звать Давид а-Мелеха – бен-Ишай, но именно от мамы он впитал силу духа и мужество достойно противостоять своим противникам.
Ее терпеливая уверенность в Творце, что справедливость будет восстановлена, дало Давиду силы противостоять его испытаниям в жизни.
Она также учила его уметь проявлять смелость в нужную минуту – идти на личный риск, ведь без ее смелых действий занять место служанки в ту роковую ночь великая душа ее младшего ребенка, Давида, предка Машиаха, никогда не спустилась бы в этот мир.
Душераздирающие псалмы Давида а-Мелеха, произнесенные им в его самые тяжелые минуты, помогает и нам – его потомкам и как-будто написаны именно для нас.
За каждым псалмом стоит мама Давида а-Мелеха, пережившая ради него столько царот, но увидевшая помазание своего сына.
Сгула с именем мамы Давида а-Мелеха Ницэвет бат Адаэль
Есть особая сгула – произносить 17 раз имя мамы Давида а-Мелеха – Ницэвет бат Адаэль.
О ней писал 250 лет назад каббалист Рабби Яаков Кули – «Меам Лоэз», ею также ежедневно пользовался другой великий кабалист – Рабби Хаим Палладжи 150 лет назад.
В чем смысл этой сгулы и как она работает?
Особенность этой сгулы в том, что после ее произнесения, она становится «патахат эт а-тфила» – ключом для открытия Врат Молитв и превращает момент молитвы в «Эт Рацон» – время желаний – время принятие наших просьб.
Учит Рабби Хаим Паладжи, основываясь на написанном в Зоар а-Кадош, что тот, кто произносит имя мамы Царя Давида сразу после Биркот а-Шахар – получит больше, чем он заслужил – «ми шезакай икабель йотер».
Секрет в том, что произнести 17 раз Нецэвет бат Адаэль – это «аль пи а-сод» – тов (хорошо).
Рабби Яаков Кули в «Меам Лоэз» раскрывает, что впервые Ханна – мама Шмуэля а-Нави, когда приходила в Шило к Мишкану – произносила 17 раз имя мамы Царя Давида – Ницавет бат Адаэль, зная секрет, что Ницавет ניצבת – состоит из тех же букв, что «Ницбет» ניצבת – Имя Ангела, которое мы обнаруживаем у Шмуэль а-Нави.
Рабби Эмануэль Мизрахи подчеркивает, что особенно хорошо произносить имя мамы Давида а-Мелеха утром в Рош а-Шана и Йом Кипур – сразу после Биркот а-Шахар.
Теилим 82 или где Давид а-Мелех закодировал имя своей мамы
https://silatehilim.com/теилим-82-где-давид-а-мелех-закодировал/
(из Йешивы «Кисе Рахамим» Рабби Меира Мазуза – Юра Плиштиев, по уроку Гаона Бенциона Муцафи)