Теилим 106 – как Давид а-Мелех переиграл Амана
Теилим 106:3
– «Зохрэни Адо-най бирцон амэха, покдени бишуатэха» – (Вспомни обо мне Г-споди, когда благоволишь к Своему народу).
Мидраш «Эстер Раба» так объясняет действия Амана: «ипиль пур у агорал» – бросал кости и хотел определить какой выбрать день для уничтожения евреев (хас ве-шалом).
Он начал бросать жребий на дни, но, когда ангел каждого дня встал на защиту евреев перед Ашемом, Аман перешел к проверке месяцев.
Когда жребий выпал на месяц Адар, в котором не было заслуг у евреев, Аман перешел к созвездиям. И тут выпал жребий на созвездие рыб, которое влияет на месяц Адар. И обрадовался Аман: «в Адаре нет у них заслуг, более того 7 Адара умер Моше – их учитель».
И сделал ставку на 7 Адара, не зная, что Моше Рабейну и родился 7 Адара. И сказал: «подобно тому, как большие рыбы глотают маленькие – так и я проглочу их».
Сказал Святой, благословен Он: «злодей, рыбы иногда бывают проглочены, а иногда проглатывают других сами, сейчас этот человек будет проглочен теми, кто проглатывает». (Мидраш «Эстер Раба» 7)
В «Мидраш Тальпийот» Рабби Элиягу Коэн из Измира пишет, что жребий Амана – это игральные кости.
Особенность этих костей в том, что, как их не бросай – сумма верхних и нижних цифр всегда дает 7-ку: если наверху цифра 1 – внизу 6, если наверху 3 – внизу 4, если наверху цифра 5 – внизу 2.
Говорит «Мидраш Тальпийот», что Аман бросал кости 3 раза: в первый раз выпала наверху цифра 1, а во второй и в третий раз – цифра 3 – всего 7.
Обрадовался Аман и подумал, что удастся его замысел – задуманная расправа с еврейским народом 7 Адара.
Но сказал ему Ашем: «Раша, посмотри на обратную сторону». Обратная сторона показывала цифры: 6, 4, 4 – что в сумме дает 14 – это и 14 Адара и гематрия имени Царя Давида – דיד.
Какое имеет отношению Давид а-Мелех к этим событиям?
Сказано в Теилим 106: «Зохрэни Ад-най бирцон амэха, покдени бишуатэха» – (Вспомни обо мне Г-споди, когда благоволишь к Своему народу).
Мидраш Теилим говорит, что Давид а-Мелех просит Ашема во времена Мордехая и Эстер вспомнить о нем и Ашем обещает ему, что не просто вспомнит, а вспомнит первым, как сказано в Мегилат Эстер про Мордехая: «Иш Йеуди, hая бе Шушан…иш йемини» – сначала сын Йеуды, и только в конце сын Беньямина.
Колено Йеуды упоминается первым и лишь потом – упоминается колено Беньямина, хотя Мордехай был из колена Беньямина. Несмотря на то, что у евреев род идет по отцу, а у Мордехая – мама была из колена Йеуды, Ашем в заслугу Давида называет Мордехая «Иш Йеуди». (Ялкут Шимони)
Рабейну Хида приводит Мидраш, в котором говорится, что все, что сделал Давид а-Мелех – предшествует действиям Амана.
Когда Давид а-Мелех собрал деньги для строительства Бейт а-Микдаша – 10 000 монет – из них: 7000 серебряных и 3000 золотых, – он предвидел, что эти деньги защитят народ Израиля от бедствий, оплаченных деньгами Амана.
Аман же собрал 10 000 талантов серебра. Чтобы помешать замыслу Амана, который передал в казну Ахашвероша 10 000 талантов серебра, Давид напоминает Вс-вышнему о 10 000 монетах, которые главы народа Израиля пожертвовали по его призыву на нужды будущего Йерусалимского Храма.
(Рав Шломо Барухов «Жемчужины Мегилат Эстер»)