Какая молитва принимается Небесами первой – Зоар на Теилим 102
На одном из своих уроков Рав Цви Нисанзон красиво раскрыл смысл слова “тефила” по Зоар а-Кадош.
В 3 случаях было написано “тефила” (молитва) и было объяснено: в связи с Моше, с Давидом, и с “Бедняком”.
– “Тефила ле Моше иш а-Элоим…” – (Теилим 90:1) – (Молитва Моше – Б-жественного человека). Такой молитвы нет у других людей.
– “Тефила ле Давид“… (Теилим 86:1) – “Молитва Давида“. Такой молитвы нет у другого Короля
– “Тефила ле ани“… (Теилим 102:1) – “Молитва Бедняка“.
Зоар а-Кадош задает вопрос: какая из трех молитв самая важная? И отвечает – молитва Бедняка! Эта молитва важнее, чем молитва Моше, важнее, чем молитва Давида. И важнее всех молитв в мире.
Почему?
Сердце Бедняка сломлено. А написано: “Вс-вышний близок к сломленным сердцам”.
И Бедняк всегда имеет претензии к Вс-вышнему, как – бы ссорится с Ним, а Вс-вышний прислушивается и слышит его слова.
Все Окна Небосвода раскрываются, когда молится Бедняк и его молитва опережает и задерживает вход всех остальных молитв, поднимающихся вверх, так как его сердце сломлено.
Об этом написано: “Молитва Бедняка, когда “обернет”. Почему написано “яатов” (обернет), а не (завернется)?
Причина в том, что слово “яатов” означает еще и “задержит”. Так как все молитвы могут быть приняты только после того, как входит молитва Бедняка, она задерживает все остальные молитвы.
И все небесные Армии спрашивают друг у друга: чем занимается Вс-вышний, куда направлены Его усилия?
Им отвечают: большой страстью Он объединяется со своими сосудами, то есть с людьми со сломленным сердцем.
Никто не знает о происходящем во время молитвы Бедняка: о его возмущении, о том как проливаются его слезы перед святым Королем – и в этом страстное желание Бедняка объединиться со Вс-вышним.
А страстное желание Вс-вышнего в том, что Он принимает эти слезы, проливающиеся перед Ним. И это та молитва, которая задерживает, из-за которой запаздывают все молитвы в мире.
Сказал Вс-вышний : “Пусть остальные молитвы подождут, а эта молитва поднимется ко Мне! Нет необходимости, чтобы судьи рассудили между нами, пусть он лично представит мне свои претензии – будет со Мной наедине”.
И возмущение Бедняка предстает перед Вс-вышним в его молитве, само, как написано: “велифней аШем йишпох сихо” – (и перед Вс-вышним прольется его молитва).
Моше молился и во время этой молитвы задержался на несколько дней – из-за молитвы Бедняка.
Давид видел, что все Окна и все Небесные Врата готовы раскрыться перед молитвой Бедняка.
И видел, что Вс-вышний прислушивается к молитве Бедняка больше, чем ко всем молитвам в мире.
Когда Давид понял это, представил себя бедным и несчастным, снял королевские одеяния, сел на землю, как нищий и вознес молитву: “молитва Давида: склони Вс-вышний, Свое Ухо, ответь мне”. (Теилим 86:1)
На каком основании? “Потому что я бедный и несчастный.”
Сказал Вс-вышний: “Давид, разве ты не Король и не властвуешь над сильными Царями? Как же ты представляешься бедным и несчастным?”
Тут же Давид повернул молитву в другое русло: “береги мою душу, так как я хасид”.
Давид включал все ступени: и бедняка, и хасида. Давид, несмотря на свое высокое положение, каждый день принимал еврейских женщин, желающих устранить сомнения в своей кошерности для мужа.
И поэтому Давид назывался хасидом.
Давид имел право назваться бедняком, так как сознавал, насколько мало у нас сил по сравнению с величием Творца.
Человек, не осознающий этого, страдает нескромностью и поэтому его молитва не достигнет уровня “молитвы Бедняка”.
Раби Шимон Бар Йохай учит: “Тот, кто доволен своим положением и не отдаёт часть Творцу – сколько бед вокруг него.”
“Часть для Творца” – это значит, порадовать бедных, т.к. “Он приходит смотреть свои разбитые сосуды”.
Что означает бедный? Почему жалоба его – это досада.
Он говорит: “В чём я виноват, что создал Ты меня из желаний, разбитых эгоизмом, и из-за этого есть во мне плохие желания и мысли. И всё это приходит ко мне только из-за того, что я появился после разбиения сосудов – ведь там было первоначальное место, где появилось желание получить высший свет в желании, направленном для себя, а не для того, чтобы отдавать. И из-за этого имеется во мне эгоизм, и нахожусь я далеко от духовного и нет во мне частички святости, в которой имеется намерение делать ради Творца. Я страдаю из-за невозможности приблизиться к Духовному и удалён от Тебя из-за эгоизма, и ненавижу всё это, что есть в моём сердце – это результат того, что ты создал меня таким. Нет у меня сил изменить свою природу, которую Ты создал, но я хочу от Тебя: так же как создал Ты мой эгоизм, что является моей первой природой, дай мне вторую природу – желание отдавать. И есть у меня доказательство, что Ты виноват в том, что нет у меня силы сопротивляться эгоизму”.
Получается, что жалоба Бедного, что нет у него сил сопротивляться своей сущности, если Творец не поможет ему – справедлива. Смысл этого в том, что Творец даёт ему это состояние намеренно, т.к. ждёт молитвы праведников, т.е. тех, которые молятся, чтобы стать праведниками.
И досада его на то, что Творец создал его таким падшим – справедлива, т.е. Творец Сам сделал так, что не откуда ему больше ждать помощи, кроме как от Творца.
“Молитва Бедного” – это когда человек находится в самом плохом положении среди всех.
“Ведь есть люди, стоящие ниже меня – как в Торе, так и в работе, однако не чувствуют они Истину так, как я вижу своё положение, поэтому они не нуждаются настолько, чтобы Ты помог им. Однако я вижу своё состояние, что нет у меня никакого отношения к духовности, после всей работы, которую было мне по силам выполнить. И насколько я хочу продвинуться вперёд, настолько вижу, что я двигаюсь назад”.
Говорится в книге Зоар Кадош: закон таков, что не может Творение получить плохое от Творца открыто, т.к. это нанесёт вред, из-за того, что Творение будет считать, что Творец – несовершенен.
То есть в то время, что человек страдает, в той же степени он отрицает управление со стороны Творца. Поэтому человек, прежде чем получить силу сверху, должен обладать желанием отдавать, и после этого он может просить следующую ступень – уровень Давида, которая является Малхут Шамаим. Следовательно, молитва Бедного задерживает все остальные молитвы – прежде чем не получит Бедный то, что он просит, невозможно получить следующую ступень.
После этого приходит вторая молитва – молитва Давида, которая является уровнем Малхут Шамаим. Здесь человек просит, чтобы была у него вера в Творца, который контролирует весь мир, т.к. сейчас он может постичь Творца как действующего только на пользу, благодаря тому, что есть у него уже исправленное желание отдавать. Нельзя постичь веру, которая является Малхут Шамаим, прежде чем достиг исправления свойств, т.е. всегда человек должен быть готов отдавать, а не получать для себя – иначе не дадут ему сверху подняться на уровень веры. И это определяет то, что “молитва Бедного” задерживает все остальные молитвы.
Третья молитва – это молитва Моше, которая является уровнем Торы и нельзя заслужить уровеньТоры прежде, чем постиг уровень веры, т.к. нельзя изучать Тору язычникам, ведь сказано: “Это Тора, которую передал Моше сынам Израиля”.
Сказано в Зоар Кадош: “Вино, веселящее сердце человека – это вино Торы, т.к. оно считается тайной. И как вино должно быть плотно закупоренным, чтобы не стало непригодным, так и тайна Торы должна быть закупорена. И все секреты её не для касающихся, а для боящихся Его, ведь уровень Торы относится к страху перед Творцом.” Отсюда мы видим, что уровень молитвы Моше – это уровень Торы, являющейся следующей ступенью после Малхут Шамаим, которая называется “страхом” и поэтому Тора передана именно боящимся Творца.
Почему 1-я молитва в мире – молитва Бедняка (Теилим 102) – соответствует ручному Тфилин?
Молитва руки предшествует молитве головы, потому что записано: “И в знак повяжи их на руку твою и будут они украшениями над глазами твоими”.
Зоар поясняет: молитва руки – это Малхут, молитва головы – это Зеир Анпин.
Молитва руки должна быть покрыта, потому как написано “и будет тебе знаком на руке“, и поясняли “тебе знаком, а не для других знаком”, т.к. Малхут называется верой, и поэтому намекает “тебе” – потому что должна быть в сокрытии.
Молитва Бедняка принимается, даже если он возмущен судами Кадош БарухУ.
Говорят мудрецы: если человек сказал лашон – ара и не исправил тшувой, то его молитвы не принимаются 40 дней.
Что касается бедняка, то принимается даже его возмущение судами (что есть лашон – ара). Когда человек говорит в ощущении беды, то не наказывается.
Правило звучит: “Не судят человека за те вещи, которые он сказал в состоянии подавленности.“
Итак, у нас получается следующая схема:
102 псалом – “Молитва Бедняка” – это когда мы просим Кадош БарухУ научить нас желанию отдавать.
86 псалом – “Молитва Давида” – это когда мы просим Кадош БарухУ поднять нас на уровень Веры.
90 псалом – “Молитва Моше” – это когда мы просим Кадош БарухУ удостоить нас уровня Торы.
(составлено “Силой Теилим” по онлайн-уроку Рава Цви Нисанзона Зоар на Теилим, “Балак”, Сулам)