Каванот Шофар – 60 звуков шофар от 1/60 смерти
Звучание шофара отличает и выделяет Рош а-Шана из всех праздников еврейского календаря.
«Днем трубления» называет его Тора. (Бемидбар и 29:1) «Вознесся Б-г трублением, Г-сподь – гласом шофара», – сказано о Рош а-Шана в книге «Теилим» (47:6).
Хотя заповедь Вс-вышнего трубить в шофар в Рош а-Шана превосходит человеческое понимание, но содержит в себе намёк, помогающий постичь ее смысл. Уникальное свойство звука шофара оказывает необычайно сильное воздействие на еврейскую душу. Шофар, пишет Рамбам, словно взывает:
«Проснитесь, спящие, от вашего сна! Задремавшие, пробудитесь от вашей дремоты! Проверьте ваши поступки, и вернитесь к тшуве, и вспомните вашего Творца!»
Кто же они, эти «спящие» и «задремавшие»?
Рамбам отвечает:
«Они – забывшие истину в тщете своего времени и отдавшие все годы свои на пустые и тщетные занятия, от которых не придет ни помощь, ни спасение».
Именно их призывает шофар: «Взгляните на собственные души и сделайте добрыми ваши пути и ваши дела! Пусть каждый из вас оставит свой дурной путь и мысль, которая не хороша!..»
Почему звук Шофара производит такое глубокое впечатление на душу еврея?
Потому что он звучал при Даровании Торы:
«И было на третий день, когда наступило утро: и были громы и молнии, и тяжелая туча над горой, и глас шофара – сильный чрезвычайно; и затрепетал весь народ, что был в стане… И становился глас шофара все более и более сильным – до бесконечности; Моше говорил, а Б-г отвечал ему голосом». (Шмот, 19:16, 19).
При Даровании Торы присутствовали все евреи без исключения: выходцы из Египта – и душой, и телом, все остальные – только душой.
Как правило, шофар изготавливали из бараньего рога, и то, что «бараний рог» и «шофар» – одно и то же, ясно следует из приказа Йеошуа бин Нуна о решающей атаке на город Йерихо (Йеошуа, 6:5): «И будет: при звуке бараньего рога, когда вы услышите звук шофара…».
Однако, согласно Алахе (Мишна, Рош а-Шана, 3:2), в качестве шофара для Рош а-Шана пригодны рога различных животных, кроме коровы. Причина этого в том, что«все шофары называются рогом и называются шофаром, кроме коровьего рога, который называется рогом, но никогда – шофаром». (Иерусалимский Талмуд, Рош а-Шана, 3:2).
Кроме того, Гемара (Вавилонский Талмуд, Рош а-Шана, 26а, и комм. Раши там же) ссылается на принцип: «Никогда обвинитель не становится защитником».
Поскольку корова ассоциируется с золотым тельцом, если трубить в ее рог, звук будет напоминать о страшном грехе, то есть окажется обвинителем Израиля пред Небесным бейт дином.
В Рош а-Шана же мы молимся о прощении наших грехов, и звук шофара должен исполнить роль нашего защитника
Поэтому шофар для Рош а-Шана предпочитают делать из изогнутого рога, а не из прямого (хотя пригоден и он).
Вавилонский Талмуд приводит мнение, что в Рош а-Шана «чем более человек принизит (дословно: “пригнет”) свой ум, тем лучше».
В этот день надлежит молиться, вознеся своё сердце к Вс-вышнему, но опустив голову в знак полной покорности Высшей воле. И чтобы напомнить об этом всем, шофар для трубления в Рош а-Шана берут изогнутый.
Но шофар не изготовляют ни из рога оленя, ни из рога антилопы потому, что они не полые, а сплошные, то есть не годятся для трубления. На это намекает само слово «шофар» – однокоренное со словом «шефоферет» (трубка): рог для шофара непременно должен быть полым. (Вавилонский Талмуд, Рош а-Шана, 26а; Тосафот «Хуц Михаэль пара» и комм. А-Рана)
Так что шофар – всегда рог, но не каждый рог может быть шофаром.
60 звуков шофар и 1/60 смерти
Шофар пробуждает спящих, а сон — это 1/60 смерти.
Оживление мёртвых тоже будет при звуках шофара.
«И будет в тот день: затрубит великий шофар, и придут потерянные в стране Ассирия и изгнанные в страну Египет». (Йешаягу 27:13)
Изгнанные — это те, кто не на своём месте, кто вышел за рамки. Потерянный — это тот, кто не знает, откуда он. В этом сила шофара: он пробуждает в человеке самую глубокую точку его «я», делает мудрыми, возвращает потерянных и изгнанных. Шофар пугает и пробуждает, а пробуждение означает сбросить с себя всё, что налипло снаружи, все внешнее.
От мужчин требуется услышать, как минимум 60 звуков шофара на Рош а-Шана (леатхилла), чтобы выполнить заповедь слушания шофара: 30 до молитвы Мусаф Амиды и 30 после.
Но заповедь выполена (бъдъавдd), если слушать по крайней мере 30 в каждый день Рош а-Шана.
Женщины должны слышать только 30 трублений шофара в каждый день Рош а-Шана.
Несмотря на то, что в день Рош а-Шана совершается 100 трублений шофара, слушание всех 100 необязательный минъаг.
Нет необходимости слушать всё трубление, должны слышать трубления, которые включают:
3 ташрата (текиах-шеварим-теруах-текиах);
3 ташат (текиах-шеварим-текиах);
3 тарата (текиах-теруах-текиах).
Как только сказано благословение на трубление шофара на Рош а-Шана, нельзя говорить или совершать какие-то действия (хефсек), которые прервут весь процесс благословений и серию звучания шофара.
Каванот Шофар по Бааль Шем Тову
Однажды Баал Шем Тов попросил одного из старших учеников, Вольфа Кициса, протрубить в шофар в праздник Рош а-Шана.
И чтобы ему было проще сосредоточиться, исполняя этот ритуал, Бешт посоветовал изучить кабалистические каванот, связанные с шофаром. Вольф Кицис с головой окунулся в изучение, делая многочисленные выписки, чтоб просмотреть их уже перед самим действом и ещё более утвердиться в благочестивом намерении.
Наступил день праздника, и Вольф стал искать свои записки, но они неведомо куда запропастились. И это ещё не самое худшее: от волнения он забыл всё, о чём читал. Ни единой каваны не удавалось вспомнить. Но делать нечего — и он, представ перед собранием, с пустой головой и сокрушённым сердцем принялся трубить в шофар.
По окончании богослужения Бешт обернулся к ученику и воскликнул:
– Йешар коах! Никогда ещё мне не доводилось слышать таких вдохновенных звуков шофара!
— Но, учитель, — изумился Вольф Кицис, — я позабыл всё, что учил накануне, и трубил в шофар без единой каваны в голове. Разве что со смирением человека, который знает, что он ничего не знает!
– Мой дорогой Вольф, — сказал Бешт с улыбкой, — в дворцах земных царей есть множество палат, и каждая из них открывается своим ключом. Но если у человека имеется простой топор, он войдёт в любую. Если так бывает у земных царей, то у Царя царей — тем более. Каванот — это ключи от палат, но ни одна дверь не устоит перед человеком со смиренным сердцем.
Что это за топор, пред которым не способен устоять ни один замок? Сокрушённое сердце. Когда понимаешь, что нужных ключей не найти, что все твои духовные усилия лишь служили подспорьем хитроумному «я» и потому ты не можешь войти в палаты Пробуждения, — сердце разрывается на части. И тогда рассыпаются в прах все замки и отверзаются двери.
(Гаон Моше Шапиро, https://www.ou.org/holidays/rosh-hashanah/halacha-lmaaseh-on-rosh-hashana/, Рами Шапиро)