Йорцайт Цадиким и их Сгулот в Нисан
1 Нисана – Надав ве Авиу бен Аарон а-Коэн
1 Нисана – Тана Рабби Рахумай
1 Нисана – Рабби Шмуэль бен Натан Нета Келин из Боскович – “Махацит а-Шекель” на “Маген Араам”
1 Нисана – Рабби Моше Йосеф бен Михаэль Хофман – “Мэй бээр маим хаим”, Даян из Пупа
1 Нисана – Рабби Элимелех бен Хаим Меир Йехиэль из Гродзенск – “Диврей Элимелех” – отец Ребе из Пясечный
2 Нисана – Рабби Шолом Дов Бер бен Шмуэль Шнеерсон – 5-й Любавический Ребе – Ребе Рашаб
2 Нисана – Рабби Яаков Йосеф бен Довид Тверский – Скверер Реббе
2 Нисана – Рабби Барух из Вормса – отец Маарама из Ротенбурга
2 Нисана – Рабби Йешайяу Мордехай бен Исраэль Хизкия Бассан (Бассано) – Учитель Рамхаля из Падуи
5 Нисана – Рабби Авраам Йошуа Хешель бен Шмуэль из Апты – Аптер Ребе – “Оhев Исраэль”
5 Нисана – Рабби Цви Элимелех бен Довид Шапиро из Блушов – автор “Цви ле-Цадик” – внук “Бней Иссахар”
5 Нисана – Рабби Реувен Йосеф Гершоновиц – Цадик из Оффакима
6 Нисана – Рабби Аарон бен Шмуэль Яаков Рота – “Шомер Эмуним”
6 Нисана – Рабби Меир Дан бен Хаим Ицхак Плоцкий из Острув-Мазовецкий – “Кли Хемда”
7 Нисана – Рабби Ицхак бен Йосеф из Дрогобыч – отец Ребе Михла из Злочев
7 Нисана – Рабби Пинхас Зелиг – Рав Ласка – “Атерет Паз”
7 Нисана – Рабби Арье Лейб Йелин из Белосток – “Йефе Эйнаим”
8 Нисана – Рабби Мордехай бен Дов Бер Шапира из Несхиж – ученик Рабби Михла из Злочев
9 Нисана – Рабби Хаим Меир бен Исраэль Хагер – Вижницер Ребе – “Имрей Хаим”
9 Нисана – Рабби Арье Лейб бен Биньямин Бейниш Левин – Цадик из Йерусалима – Рав заключённых.
10 Нисана – Мириям бат Амрам а-Невия
10 Нисана – Рабби Шалом Машаш
11 Нисана – Рабби Моше бен Нахман – Рамбан – Нахманид
11 Нисана – Рабби Йешайяу бен Авраам Алеви Горовиц – Шла а-Кадош
11 Нисана – Рабби Шалом бен Мемоун Мессас – “Мизрах шемеш”
11 Нисана – Рабби Бецалель бар Исраэль-Моше Акоэн из Вильно – прямой потомок Первосвященника Эли
13 Нисана – Рабби Менахем Мендель бен Шолом Шахна Шнеерсон – Цемах Цедек
13 Нисана – Рабби Моше бен Хаим Альшейх – “Торат Моше”
13 Нисана – Рабейну Йосеф бен Эфраим Каро – “Бейт Йосеф”
15 Нисан – Шмуэль Ха-Леви Вознер
15 Нисана – Ицхак бен Авраам Авину (и день рождения)
15 Нисана – Йов
15 Нисана – Рабби Йона бен Йешайяу Теомим – “Кикайон ле-Йона”
16 Нисан – Леви бен Яаков Авину
17 Нисана – Рабби Меир Шалом бен Исраэль Абухацира – Баба Меир
17 Нисана – Рабби Авраам Реувен бен Хошке А-Коэн из Праги – “Яалкут Реувени”
19 Нисана – Рабби Аарон бен Яаков из Карлина – ученик Магида из Межерич
20 Нисана – Рабби Хай Бар Шерира Гаон – Рош Йшива Помпедита – последний Гаон (1038)
Сгула – читать Теилим по проблемам по его Книге “Шимуш Теилим”
25 Нисана – Рабби Хаим из Цанз
26 Нисана – Йегошуа бен Нун
27 Нисана – Йом а-Зикарон ла-Шоа ве-ла-Гвура в 11-й день Счета Омера
29 Нисана – Рабби Моше бен Исраэль Полиер из Кобрина
30 Нисана – Рабби Хаим Виталь – ученик Аризаля
30 Нисана – Раби Яаков бар Цви-Гирш Эмден (Ябец) – сын Хахама Цви
30 Нисана – Рабби Яаков бен Моше Берав – учитель Марана Йосефа Каро
30 Нисана – Раби Йосеф бар Меир Алеви Ибн Мигаш – Ари Мигаш – ученик Рифа и учитель отца Рамбама
Почему так важно зажигать Неер Нешама
“Неер нешама“ на иврите – свеча души, или свеча памяти. На иврите вместо “за упокой” – используется слово “Ле Илуй”, что означает – вознесение души. Зажигание свечи ле Илуй Нишмат умершего упоминается в нескольких местах.
«Известно, что душа имеет удовольствие от зажигания свечей, она движется в великолепии небесном, радость распространяется из источника света, и она (душа) стремится за этим светом, несмотря на то, что свет огня свечи материален, а свет души духовен, чист и прост».
(Рабейну Бехайя, Трума “Пожертвования
– “הרי לך שהנשמה יש לה הנאה מןהאור” – «Там души наслаждаются светом, и не нужно удивляться тому, что даже запах душа любит, когда она находится в теле».
Бен Иш Хай учит, что душа праведника радуется, когда зажигают ему свечу памяти и его душа поднимается к Ашему и заступается за того человека, который зажег в его честь Неер Нешама.
(Бен Иш Хай, Тора Лишма, 520)
Возникновение этого обычая связывают с рабби Иегудой Анаси, составителем Мишны, завещавшем своей семье:
«נריהיה דלוק במקומו» – «Свечи будут зажжены на его месте», – что выражает уважение к покойному.
“Имя Вс-вышнего находится в имени праведника. Оно «одевается» в него, из этого учим, что когда распространяется имя праведника, распространяется Имя Благословенного. Чем больше имя праведника, тем больше Имя Вс-вышнего, потому, что Имя Вс-вышнего соседствует с именем праведника.” (Хазаль)
Для зажигания свечи ле Илуй Нишмат используют суточную или масляную свечу. Перед зажжением свечи – откладывают деньги в Купат цдака.
Зажигают свечу словами: «Арени мадлика неер ле Илуй Нишмат Раби… Рибоно шель Олам, беЗхут цадик Раби”… (личные просьбы)
(Сайт “Сила Теилим”)