Зоар на «Шир а-Ширим» – Кобылица и Шхина
Говорит Зоhар а-Кадош, что сказано у Шломо а-Мелеха:
לסוסתי ברכבי פרעה – «лэсусати бэрихвей паръо» – «кобылице моей в Колеснице Фараона».
Посмотри, есть Колесницы с правой стороны – секрет высшей святости, а есть Колесницы с левой стороны, и это – нечистая сила. Одни напротив других. Одни относятся к святости, и есть в них милосердие. Другие – к нечистой силе, и есть в них суды.
Объяснение.
Почему Шломо а-Мелех уподобил Шхину лошади в колеснице Фараона?
Это звучит грубовато и неуважительно.
Однако на всём, что говорил Шломо а-Мелех, лежит печать высшей мудрости, и значит, здесь тоже скрыт особый смысл.
Преследуя евреев, Фараон поставил кобылиц впереди, а коней запряг в колесницы и поставил сзади, чтобы, несмотря на груз, они бежали быстрее вслед за кобылицами.
Когда же приблизились к евреям, то Фараон, наоборот, кобылиц отправил в тыл войска, а коней распряг и выставил вперёд, поскольку это были боевые кони воинов-египтян.
Подобным образом, когда мы уходили из Египта, Шхина шла впереди нас, как сказано: «Днём – в столбе дыма, ночью – в столбе огня».
Шхина, Святой Дух, был впереди нас. Мы видели сияние Шхины! Души наши устремлялись ей вслед.
И мы шли за ней всё быстрее и быстрее… Когда нас стали догонять колесницы Фараона, то, чтобы защитить евреев, Шхина переместилась и оказалась между нашим лагерем и лагерем египтян. Таков секрет сравнения Шхины с лошадьми фараонова войска.
Когда Вс-вышний вершил суд над Египтом, Его суд был подобен действиям колесниц нечистой силы. Как нечистая сила убивает и забирает души, так и Кадош Барух-у вершит суды, как написано: «И убил Вс-вышний всех первенцев».
Несмотря на то, что Его путь – это путь милосердия, всё, что произошло с египтянами, соответствовало их прегрешениям. דמיתיך רעיתי – «подобна ты, моя подруга», – сказал Шломо а-Мелех, уподобив Шхину колесницам фараона, ибо она убивала и отбирала души наших врагов таким же образом, как и войско Фараона, нечистая сила.
(по уроку по скайпу «Зоар на Микец» Рава Цви Нисанзона)