В Йорцайт Цадика – алаха идёт только по его мнению
Сказано в Талмуде: «Праведники ещё более велики после своей кончины, чем в течение своей жизни». (трактат Хулин, 7:б, Талмуд Бавли)
Во время жизни на земле сила праведника ограничивается его физической оболочкой. Когда же он поднимается в Небесную Йешиву, его душа поднимается в более высокие сферы, он обретает больше сил влиять на других людей, помочь им исправиться, поднять их молитвы до Вс-вышнего. Кевер Цадика – становится связующим звеном между нашим молитвами, обращениями к Творцу, ведь когда мы молимся у могилы Цадика, тогда, на определённом «уровне души», он там находится вместе с нами.
В Йорцайт алаха идет по Цадику
Однажды к Альтер Ребе (благословенной памяти) пришел хасид, у которого много лет не было детей, просить благословение для рождения детей. Бааль а-Тания сказал, что не может ему ничем помочь, но если хасид успеет до шкиа добраться до Рабби Шломо ми-Карлин (зхуто таген алейну) и Цадик его благословит, то у хасида будут дети.
Ребе сказал – хасид выполняет. Послушался хасид и поехал в Карлин, успел добраться до Ребе ми-Карлин до захода солнца, заходит довольный к Рабби Шломо и тот ему говорит: «Я готов благословить тебя за 130 рублей».
По тем временам это была огромная сумма. Хасид, понимая о какой сумме идет речь, сказал, что он должен посоветоваться с женой. Пока он поехал домой, пока они поговорили с женой, обсуждая сумму, пока вернулся – уже зашло солнце, была шкия. Он заходит к Рабби Шломо и говорит: «мы с женой готовы дать эту сумму».
На что Ребе сказал, что уже поздно – шкиа, время прошло, и что он уже не может ничем помочь.
Хасид в ужасе спрашивает: почему, что изменилось, неужели какие-то 10-20 минут могу что-то изменить?
Рабби Шломо ми-Карлин ответил: «до шкиа еще было 20-е Тевета – Йорцайт Рамбама.
В день Илулы праведника на Небесах постановляют алаху по нему, даже если не все следуют его мнению, в день Йорцайт праведника – алаха идёт только по нему.
Когда-то ты оскорбил талмид хахама. Этому нет прощения по алахе. И наверху тебе вынесли гзиру (наказание) – бездетность. Но по мнению Рамбама, этому греху есть искупление – оно эквивалентно сумме – 130 рублей. Если бы ты в Йорцайт Рамбама дал эти деньги, то по мнению Рамбама – ты бы искупил этот грех и я мог бы тебя благословить на рождение детей. Но так как ты опоздал, то приходи уже на следующий год».
(От Рава Шломо Дайч, руководителя Колеля «Цемах Цедек», с благодарностью Оре З.)
На Кевер Рабби Йегуда бар Илай
Однажды Адмор из Цанз – Рабби Йекутиэль Йеуда Хальберштайм поехал со своими хасидами на Кевер Таны Рабби Йегуда бар Илай.
Они прочли Теилим, а затем помолились Минху, поскольку уже начало темнеть.
После Минхи настроение Ребе изменилось – что-то беспокоило его. Когда ученики спросили его, что случилось, Ребе объяснил: «Рабби Йегуда бар Илай говорит в «Масехет Брахот» (4-й перек, 1-я Мишна), что нужно молиться до Плаг а-Минха – за 1 час или 1 час с четвертью до темноты (по этому поводу был махлокет).
Несмотря на то, что мы не придерживаемся его мнения, это было бы хуцпа (наглостью) молиться Минху на его Кевер после времени, которое он определил. Мы должны вернуться завтра и все исправить».
На следующий день они вернулись на кевер Рабби Йегуды бар Илая. На этот раз они пришли пораньше днём и помолились Минху перед Плаг а-Минха, в соответствии с мнением Рабби Йегуды бар Илая. После того, как они закончили молиться Минху, Ребе снова почувствовал, что груз тяжести покинул его.
Он исправил то, что считал оскорблением для великого Таны Рабби Йегуда бар Илай.
(Сефер «Магид» Рабби Пейсаха Крона)