Сипурей Цадиким – Бааль Шем Тов Свечи изо льда В тот вечер свечи никак не хотели разгораться. Они то кривились и мигали, от чего по стенам бегали тревожные тени, то пышно вспыхивали, чтобы через минуту погаснуть. Гроза трепала Любавичи, ветер яростно пытался проникнуть в любую щелку. Ребе Цемах Цедек сидел с хасидами, прислушиваясь к шуму деревьев. Раскаты грома мешали ему говорить. «У нашего учителя Бааль-Шем-Това», – вдруг произнес Ребе, – горели и свечи изо льда, а в наши дни даже знающие хасиды холодны, точно ледышки». Он замолк, разглядывая учеников. Те смущенно молчали. Когда Ребе говорит такие слова, каждый немедленно начинает примерять их на себя. И если быть честным и не кривить душой, то почти наверняка замечаешь, что они относятся непосредственно к тебе. «Бааль-Шем-Тов очень любил свет», – продолжил Ребе Цемах Цедек. «Ведь гематрия слова «свет» – אור «ор» = 207, также, как и гематрия слова «тайна» – רז «раз» = 207. Лишь тот, кому известен тайный смысл каждой вещи, может по-настоящему светить». Случилось, что ученики Бааль-Шем-Това смогли раздобыть на вечер лишь одну свечу. С трепетом и огорчением ожидали они прихода учителя. Дверь распахнулась, Бааль-Шем-Тов вошел в комнату, едва освещенную единственным мигающим огоньком, и сразу воскликнул: «Евреям нужен свет! Моя работа – осветить этот мир! Добавьте свечей!» Сконфуженные ученики объяснили, что смогли раздобыть денег только на одну свечу. «Отломите сосульки, свисающие с крыши», – велел Бааль-Шем-Тов. Принесли сосульки, поднесли к ним огонь, и комната озарилась светом. Сосульки горели, точно настоящие свечи. Цемах Цедек закрыл глаза и запел. Нигун длился и длился, прикасаясь к сердцам, зажигая воображение. Ведь у звуков нет формы, поэтому музыка способна уносить душу, перенося её в другое пространство. «Для учеников Бааль-Шем-Това», – воскликнул Цемах Цедек, прервав пение, – «горели и светились свечи изо льда, а вокруг нынешних хасидов темнота и холод»! Внук Цемаха Цедека, Ребе Шалом-Бер, рассказывая эту историю, завершал её такими словами: «Дед не просто так упрекал своих учеников в холодности! В тот вечер он зажег в душе каждого из них неугасимый огонь». Миква Бааль Шем Това Во время трапезы Мелаве Малка он каждую неделю рассказывал одну и ту же историю о Баал Шем Тове. С помощью этой истории он стремился вызвать Йешуот для всех присутствующих и для людей, которые посещали его дом всю неделю. Есть несколько известных версий этой истории, но именно эту версию рассказал Реб Авраам Фиш: В юности Баал Шем Тов в течение недели уединялся в Карпатах и приходил домой только на Шаббат и Йом Тов. Каждый день он погружался в реку, протекавшую через горы, и даже когда река замерзала, Баал Шем Тов ломал лед, чтобы войти в воду, выныривая с осколками льда, прилипавшими к его бороде и пейсам. В этом районе жил молодой нееврей, который ловил рыбу в реке, и каждое утро он замечал капли крови на льду на берегу реки. Молодой рыбак наблюдал за местностью и заметил Баал Шем Това, выходящего из реки и стоящего на ее ледяной поверхности. Он видел, как Баал Шем Тов пытался оторвать ноги ото льда, но обнаруживал, что они примерзли к поверхности. Затем Баал Шем Тов с силой отрывал ноги ото льда, разрывая кожу и проливая капли крови, которые рыбак каждое утро находил замерзшими на поверхности реки. Рыбак пожалел Баал Шем Това и с тех пор положил сено на поверхность реки, в том месте, где Баал Шем Тов должен был выйти из воды. Баал Шем Тов был доволен его действиями, позвал рыбака и спросил, какую браху он желает: для обильного пропитания, для здоровья и физической силы или для долголетия. Нееврей, конечно, попросил все три, и Баал Шем Тов пообещал ему то, о чем он просил. Спустя годы, после смерти Баал Шем Това, эту историю расскажет сам рыбак. К тому времени он уже дожил до глубокой старости, был еще силен и здоров и никогда в жизни ни в чем не нуждался. Когда Реб Авраам рассказывал эту историю, он всегда заключал с очевидной любовью к своим собратьям-евреям, которая постоянно горела в его сердце: «И вот, есть каль ве-хомер. Если этот нееврей заслужил здоровье, пропитание и долголетие, то насколько больше этого заслуживают евреи». (По статье в «Мишпаха», выпуск 488; по книге «Голос в тишине» Рава Яакова Шехтера, 9-й том)
Внимание! Некоторые статьи на нашем сайте содержат святые имена Всевышнего. При печати этих статей их нельзя выбрасывать или уничтожать. Мы просим вас обращаться с ними бережно и аккуратно.
Поделитесь если вам понравилось
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Источник материала:
Источник материала указан в конце текста статьи
Внимание!Все материалы сайта, принадлежат его законному владельцу. Копирование материалов разрешается только включая гиперлинк (Ссылка) на сайт. Без указания источника, копирование материалов является нарушением авторских прав.