Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 14 Тевета: главы 72-76

Статья: Рожковое дерево – вкус Кабалы

Рожковое дерево 

Рожковое дерево на иврите называется «харув», а на идиш – «боксер» (bokser).

В Танахе это дерево не упоминается ни разу, однако существует толкование изречения «…и питал его мёдом из скалы» (Дварим 32:13), как относящегося к рожковому дереву, которое растёт среди скал, и чьи созревшие плоды напоминают по вкусу мёд. (Йерусалимский Талмуд Пеа 7:4) 

 

Рашби и Ту би Шват 

Пришли как-то к Йосефу Абу Мусе в селение Пкиин, где он жил, и сказали ему:

«Не знаешь ли ты, не слыхал ли? Какой смысл в обычае сынов Израиля есть на Ту би-Шват плоды рожкового дерева?»

Ответил он: «Слышал я от отца моего предание, идущее от предков наших. 12 лет скрывались Рабби Шимон бар Йохай и сын его Рабби Элазар от преследований. Скрывались в пещере, что тут поблизости. И специально для них Вс-вышний сотворил там источник и рожковое дерево, чтобы питались они от плодов его. И так вот сидели они и учили Тору дни и ночи напролет, пока не услышали Небесный Голос, возвещавший:
– Дети мои любимые, выйдите из пещеры и идите обучать Торе народ Израиля, потому что рассеян он между народами и забывает там свою Тору.

Встал Раби Шимон и сказал:
– Владыка мира, известно Тебе, что не ради себя и не ради отца моего восстал я против злодейской имперской власти, но ради Тебя. Клянусь, что не забудется Твое Учение в народе Твоем, ведь Ты Сам обещал, что вечно будем помнить Тору и мы, и потомки наши. Но я другого боюсь: боюсь, что забудут евреи о Земле Израильской, ведь едят они пищу чужую и дышат чужим воздухом.
Тотчас вновь раздался Небесный Голос:
– А ты, сын мой, учреди обычай, чтобы из года в год в Ту би-Шват ели евреи плоды рожкового дерева.

(В иврите слова «херувин» (рожки), «херев» (меч), «хурбан» (разрушение) – однокоренные).

И когда будут есть, то спросят они:

«Рожки эти, что мы едим сегодня, что они означают?»

И напомнят им, и вспомнят они, что Храм наш разрушен и Страна Израиля в запустении».

И написали они обо всем услышанном Рабби Ханине, а тот установил соответствующий обычай. 

В Пкиине в глубине рощи расположена пещера, где Рабби Шимон бар-Йохай и его сын 13 лет скрывались от римлян, питаясь плодами рожкового дерева и водой из источника, и постигли все 125 ступеней духовного возвышения – там прямо у входа в пещеру растет рожковое дерево.

Рабби Шимон вышел из пещеры с книгой «Зоар».

Перед «Идра Раба» (великое собрание), где Рабби Шимон обучал своих учеников до сих пор растут 2 рожковых дерева – «харув» — и раз в 300 лет они меняют пол.

Так как Рабби Шимон Бар Йохай связан с праздником Лаг ба-Омер – харув входит в состав праздничной трапезы на Лаг ба-Омер.
Среди фруктов, которые едят в Ту би-Шват, рожки занимают особое место, хотя Тора и не относит их к важным плодам (они не среди 7 плодов, которыми славится Израиль). Предание гласит, что царица Савская, отправляясь на встречу с царем Шломо, взяла с собой семена рожкового дерева, и с тех пор это дерево прижилось в Стране Израиля.

В Торе не указывается, плод какого дерева вкусили Адам и Хава.

Мудрецы предполагали, что это было фиговое дерево (поскольку упоминается его лист (Берешит 3:7), или же виноград (поскольку злоупотребление им ведет к потере рассудка (Берешит 9:20), или же этрог (поскольку слово это происходит, по-видимому, от «рагаг» – «страстно желать»), или же пшеница (поскольку слово «хита», означающее пшеницу, связывалось со словом «хет» (грех), или же рожковое дерево (на иврите – «харув», что созвучно слову, означающему разрушение).

 

Рабби Хони а-Меагель

Агада утверждает, что для достижения поры плодоношения рожковому дереву требуется 70 лет – срок человеческой жизни.

Однажды Рабби Хони а-Меагель шёл по дороге и увидел человека, который сажает рожковое дерево – «харув».

«Через сколько лет это дерево даст плоды?» – спросил его Хони. Ответил тот человек: «Через 70 лет».

Спросил его Хони: «И ты уверен, что проживешь семьдесят лет?!»

Сказал ему тот человек: «Когда я пришел в этот мир, я нашел в нем рожковое дерево. И как отцы мои посадили для меня – так и я сажаю для сына моего».

И присел Хони а-Меагель поесть хлеб. И охватила его дрема, и заснул он. Поднялись выступы скалы вокруг него и скрыли его от глаз. И проспал он 70 лет. А когда он проснулся, то увидел человека, собиравшего плоды с того самого рожкового дерева.

Спросил он его: «Ты ли посадил это дерево?»

Сказал он ему: «Я его внук».

Сказал Хони: «Кажется, я проспал 70 лет…»

Пошел он домой и спросил: «Жив ли сын Хони А-Меагеля?» Сказали ему: «Сына нет в живых – но сын его сына жив и здравствует». Сказал он: «Я Хони А-Меагель!» – и не поверили ему. Пошел он в Дом учения и услышал, как мудрецы говорят: «Ясна и понятна нам эта мишна, словно в те дни, когда жил Хони А-Меагель…». (Вавилонский Талмуд, Таанит 23)

В Талмуде «харув» – это дерево бедных.

 

Рабби Ханина бен Дося

«Раб Йеуда сказал от имени Раба: каждый день слышен Бат Коль, объявляющий: весь мир питается от [за заслуги] Ханины, моего сына, а Ханина, мой сын, берет себе лишь кав (измерение) рожков от одной субботы до другой». (Таанит 24б)

 

Карат

Интересно, что слово «карат» (мера веса), которым измеряют драгоценные камни и драгоценные металлы, на самом деле происходит от слова carob – «харув»Carob – семена рожкового дерева. Семена, которые имеют интересную особенность – они всегда весят одинаково.
Была своя мера веса и у ювелиров античной Европы. Так, у древних римлян существовало 22 единицы веса. Самая крупная – талант – равнялась 26,2 килограмма. Самые маленькие – силиква и гран (или гранула) – соответственно 0,189 и 0,057 грамма.

Что же измеряли этими мерами и откуда брали такие крошечные гири?

И в древности, и позже, вплоть до наших дней, аптекари измеряли гранами сильнодействующие вещества, например яды, а ювелиры в силиквах – вес драгоценных камней и золота.

На весах же в качестве гирь использовали семена рожкового дерева, по-латыни Ceratonia siliqua (от греческого keratos – рог). Это растение получило свое название по форме изогнутого плода. Так как семена рожкового дерева по весу почти не отличаются друг от друга – они как будто готовые природные гирьки. Позднее силикву стали именовать «каратом» (несложно догадаться, что в его основе лежит все тот же «кератос»). 
Карат – с итальянского «carato», через арабский «кират», от греческого «kerátion» — стручок рожкового дерева, семена которого служили мерой массы – позже стал применяться в ювелирном деле для определения массы драгоценных камней и жемчуга. 

 

Сгула

На Кевер Хавакук а-Нави (пророка Хавакука) – растет роскошное Рожковое дерево. Сгула после молитвы на кевер – сорвать веточки с этого дерева – и проделать с ними определенные действия – она привела к рождению огромного количества мальчиков.

На фото: рожковое дерево в Пкиине – прямо перед пещерой Рашби

 

(по святым еврейским источникам; по сайтуhttps://dona-anna.livejournal.com)

Было ли это полезно?

Внимание! Некоторые статьи на нашем сайте содержат святые имена Всевышнего. При печати этих статей их нельзя выбрасывать или уничтожать. Мы просим вас обращаться с ними бережно и аккуратно.

Поделитесь если вам понравилось
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype

Свежие записи

Рубрики

Популярные

Популярны статьи за все время

Горячие статьи

Лучшие статьи за 30 дней

В тренде

Наиболее посещаемые за 24 часа

Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications