Бизъйонот — служение Ашему через унижение или сгула от смерти

Шломо hа-Мелех учил: «Ухо, внимающее укорам, пребудет среди мудрецов». (Мишлей 15:31)

Этот стих означает, что если учитель без достаточных на то оснований делает выговор ученику, а тот из уважения к своему Ребе удерживается от вступления в спор, то ученик будет удостоен следующих наград:

— даже если ранее было решено, что он подлежит смерти, этот приговор отменяется;

— ему будет уготован благой удел: он сможет пребывать среди знатоков Торы и слышать их мудрые речи.

Эти награды соответствуют — по принципу «мера за меру» — пережитому им стыду.

Муки унижения дают нам возможность наперед чувствовать смертные муки.

Тот, кто добровольно принимает на себя унижение, избегает смерти и его жизнь продлевается.

(«Мидраш Рассказывает» Рав Моше Вейсман)

Рабби Иеуда Лейб Слоним рассказал интересную историю, свидетелем которой был он сам.

Во время войны в 1948 году, когда Йерушалаим подвергался бомбардировкам и обстрелам, жители города прятались в убежищах. Одно из них располагалось в районе Бейт Исраэль, на улице, которая сегодня называется «Раби ми-Звиль», недалеко от Йешивы «Мир». 

В убежище прятались жители района, среди которых был и Рабби Гедалия Мойше ми-Звиль. Несмотря на взрывы на улице, темноту и тесноту, он учился, не поднимая головы. В том же убежище находилась женщина — душевнобольная. Она постоянно скандалила, ругалась, кричала, задевала то одного, то другого. Обстановка становилась просто невыносимой.  

Несколько человек взяли инициативу в свои руки и решили выставить её за дверь. На следующий день, когда женщина опять пришла, они приготовились уже выполнить задуманное, но, вспомнив, что среди них находится Ребе, подошли спросить его мнение. 

 — «Кто я такой, чтобы указывать вам, что делать»? — был ответ Ребе.

«Но, если вы всё же спрашиваете, что я думаю, послушайте одну историю. В городе Звиль у меня была сестра. Однажды она серьёзно заболела, была просто при смерти. Тогда мой отец рабби Шлойме ми-Звиль принял необычное решение. Он пошел искать себе «бизъйонот» — унижение и позор. «Это ее спасет», — сказал он.

Среди различных общественных обязанностей отца была опека над арендой помещений, которые принадлежали местному хейдеру. Рабби Шлойме пошел к одной женщине, которая задолжала плату за съем магазина за несколько месяцев. До сих пор он о долге не напоминал, но сейчас решил напомнить. Женщина начала громко кричать и ругаться.

 — «Тоже мне, Ребе сыскался, как ему не стыдно просить у меня денег», — кричала она. Собралось много людей, скандал получился на славу. Отец стоял и молча слушал. Домой он пришел очень довольный. И, действительно, сестра поправилась.

Прошли годы. Сестра опять серьезно заболела и находилась в критическом состоянии. И отец вновь отправился искать себе «бизьйонот». Но на этот раз ему это не удалось. Сколько он ни старался, ничего не получалось. Через некоторое время моя сестра скончалась. Отец обычно говорил: «Мит бизъйонот кейн мен офкимен дем тойт»  «С помощью позора можно прогнать смерть».

Ребе обвел взглядом притихших людей и завершил свой рассказ:

— «Сейчас идет война, на улице смерть, выйти на улицу искать себе «бизъйонот» невозможно. Поэтому на Небесах над нами сжалились и послали их прямо сюда, к нам в убежище. А вы хотите их прогнать».

 (Рав Яков Доктор)

 P.S. Учат Хазаль, что когда человек берет на себя бизьйонот (принимает добровольно унижение, не отвечает своим обидчикам) — это время для него — Эт Рацон — время благоволения Небес и можно в этот момент просить Ашема о чем-то сокровенном.