Почему Сефер Теилим и Зоар а-Кадош можно читать и без понимания
Изучение святых книг Зоар и Теилим очень способствует очищению и освящению души. И даже если человек не понимает всего того, что произносит, и делает ошибки, это всё равно имеет большую ценность в глазах Б-га, ведь сказано: «И его знамя (дигло) надо мною – любовь». (Шир а-Ширим 2:4)
Мидраш «Шир а-Ширим Раба» пишет: «И его пропуски (дилуго) надо Мною – любовь». (на Шир а-Ширим 2:4)
Наши Мудрецы, благословенной памяти, раскрывают через игру слов следующее: слово «дигло» (его знамя) мидраш прочитывает, как «дилуго» (его перескакивание) и толкует этот стих так: «И его перескакивания (пропуски, ошибки в прочтении) надо Мною (Вс-вышним) – любовь».
Сказал Рабби Аха: если невежда вместо «ве-аhавта» (и возлюби) прочтёт «ве-аявта» (и враждуй) [в Шма], то говорит Вс-вышний: «И ошибка его (ве-дилуго) для Меня – любовь».
Сказал Рабби Иссахар: если ребенок читает вместо Моше – Маше, вместо Аhарон – Аhаран, вместо Эфрон – Эфран, говорит Святой, благословен Он: «И насмешка его (ве-лиглуго) для Меня – любовь».
То есть по словам Мудрецов, Вс-вышний с любовью принимает эти ошибки в чтении.
Объясняют Хазаль, что это похоже на лепет малыша – малыш еще не умеет толком говорить и выговаривает по пол слога, или искажает слова, но родители все равно очень рады его разговору и все понимают.
Мы – дети Вс-вышнего, а нынешнее поколение – так вообще – «тинок ше-нишба» (захваченный в плен младенец). Насколько же Обитающий на Небесах радуется, когда еврей любит и хочет учить Тору, пусть даже не все понимает или ему не у кого учиться. Ведь он все равно делает приятное Творцу и получит за это награду.
Есть мнения, что при изучении Мишны или Танаха, надо хотя бы понимать, о чем идет речь.
Но когда человек читает Сефер Теилим или Сефер Зoap а-Кадош, Вс-вышний доволен его учебой, даже если он ничего не понимает. А умеющий учиться и способный уяснить простое понимание, написанное в Зоар а-Кадош – найдет в ней сладостные речи, которые влекут сердце человека к его Отцу Небесному.
Книга Теилим очень популярна. Но также, каждому следует приобрести и Зоар а-Кадош – и каждую неделю читать написанное там в соответствии с недельной главой Торы.
Это великая ограда от дурного начала, чтобы оно не соблазнило человека на безделье, ведь безделье, как известно, – большое зло. Поэтому пусть человек составит себе ежедневную программу учебы – например, 18 глав Мишны, книгу Теилим и (часть) недельной главы из Зoap а-Кадош.
И уже сказали, что «лучше мало, но с вниманием, чем много, но без внимания». (Тур, Орах Хаим, 1)
Когда человек учит тайны Зоар а-Кадош, пусть в сердце осознает, что всё там написанное содержит в себе еще и много тайных смыслов, поэтому пусть переживает о том, насколько мало он способен постигнуть.
Хочу предостеречь: тот, кто учит Зоар а-Кадош, должен очень беречься, чтобы не прийти к неправильному пониманию. Когда он учит такие понятия, как «папа», «мама», «сын», «дочь», «малый лик» и т.д., а также названия органов человека: «голова», «глаза», «уши» и т.д., то пусть не думает, что есть образы, соответствующие этим понятиям в духовном мире.
Об этом сказано: «Проклят человек, который сделает идола или изображение и поставит втайне» (Дварим 27:15) – втайне от мира. Пусть всем сердцем верит, что все эти описания не имеют никакого отношения к тому, что находится наверху, а всё это лишь духовный свет и тайна, которую человеческий разум не может постигнуть.
А все описания, приведенные в Зоар а-Кадош, – это образные описания, чтобы разъяснить некоторые детали понимающему. Мы же не можем всё это понять, и нам ни в коем случае не следует пытаться представить это.
Мы только должны читать эти слова вслух, предварительно сказав молитву «Виhи Ноам»:
«Виhи ноам Ад-най Элоhэйну алейну, умаасе ядейну конена алейну, умаасе ядейну коненеhу» —
(Да пребудет на нас благоволение Г-спода, нашего Б-га. Деяние наших рук да упрочит Он для нас. Деяния наших рук да упрочит).
И этого с нас достаточно.
(По книге «Пеле Йоэц» Рава Элиэзера Папо, буква «Заин»; «Шир а-Ширим Раба» 2:4)