Теилим 113 – Кадиш и Давид а-Мелех

Теилим 113:2

– «Йеhи шэм Ад-най меворах меата вэад олам» – (Да будет Имя Г-спода благословенно отныне и вовеки!)

В этом пасуке Царь Давид (алав ашалом) произносит главные слова Кадиша. Как видим, Давид а-Мелех первый произнес Кадиш.

Позже упоминание о Кадише в связи с Царем Давидом закрепится текстах Хейхалот (мистической литературе времен 2-го Храма).

Один из этих текстов гласил:

«В будущем Святой, Благословен Он, откроет Израилю

всю глубину Торы … и Давид будет читать песню перед Б-гом, а праведники ответят ему вслед: «Амэн, йеhи шмэ раба меворах леолам у леолмэй олмая итбарах» – из сада Эдена.

А грешники Израиля ответят «Амэн» – из Геенома.

Сразу же Б-г скажет ангелам: «Кто это, кто отвечает «Амэн» из Геенома

[Ангелы] скажут перед Ним: «Владыка Вселенной, это грешники Израиля, которые, даже несмотря на то, что находятся в великом бедствии, они укрепляют себя и говорят «Амэн» перед Тобой».

Сразу же Б-г скажет ангелам: «Откройте им врата Эденского сада, чтобы они могли войти и спеть перед Мной».

Хейхалот связывают Кадиш (особенно его основной стих: «Да будет благословенно Его великое Имя на веки и веки …»)

с Небесной молитвой, которая будет повторена в конце дней, когда души в Гееноме наконец получат отсрочку.

Теперь понятно, почему Кадиш читают по душам, ушедшим в лучший мир.

Самая важная часть Кадиша, несомненно, – это стих «Шме рабба меворах л’олам улолмей олмая».

Мудрецы, написавшие Хейхалот, учат, что именно эти слова Кадиша особо пробуждают Б-жье Милосердие – Рахамим.

Талмуд (Брахот 3a) говорит то же самое о всей общине, которая произносит вслух «йеи шмэ раба…».

Эти же слова мы находим в «Книге Даниэля» (2:20):

«И заговорил Даниэль, и сказал: «Да будет благословенно имя Б-жье во веки веков, ибо мудрость и сила – у Него».

А также в книге «Йова» (1:2), когда тот узнает о смерти своих детей: «И сказал: нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и возвращусь туда, (куда назначено мне). Г-сподь дал и Г-сподь взял. Да будет имя Г-спода благословенно».

Раби Хаим Виталь в «Шаар а-Каванот» объясняет, что Кадиш читается между основными разделами молитвы, потому что каждая часть молитвы связана с одной мистической вселенной и одним Небесным Дворцом и Кадиш облегчает подъём из одного мира в другой.

Более того, Рабби Хаим Виталь пишет, что Кадиш предназначен для подготовки души к Тхият а-метим (оживлению мертвых).

Он говорит, что Кадиш должен повторяться каждый день, включая Шаббат и праздники, в течение всего года после смерти родителей. Потому что Каддиш не только помогает освободить душу от Геенома, но, что более важно, помогает ей достичь Ган Эдена.

Это возвышает все души, даже души праведных. Именно поэтому говорят даже в Субботу (когда душам в Гееноме дают покой).

Раби Хаим Виталь учит, что хоть Кадиш и появился, как ашкеназский обычай (со времен Раби Элазара из Вормса (Рокеах), но Аризаль (зехуто яген алейну) настаивал читать его по сефардскому обычаю.

(«Маим Ахороним», Раби Эфраим Палваноф)

This article was published on: 26/02/19 1:47 ПП

Добавить комментарий