Ногти – еврейские запреты наших бабушек
В детстве нам бабушки запрещали стричь ногти ночью и в определенные дни. Также не разрешали разбрасывать состриженные ногти. Интересно, что говорят об этом наши еврейские источники.
Ногти, пишет Бен Иш-Хай — символ роста и размножения (поскольку они всегда растут, даже в глубокой старости). Поэтому на них принято смотреть при свете свечи Авдалы (обряд отделения святого от будничного, который совершают на исходе субботы и праздников) — это добрый знак.
С другой стороны – ногти, выступающие за край плоти – источник жизненной энергии, силы для нечистых сил. Поэтому их всегда нужно обрезать перед Шабатом (9 Ава).
Срезание ногтей — символ прерывания роста, процесса размножения, «плодоношения», поэтому к обрезками ногтей «привязываются» духовные силы, которые приводят к тому, что у женщины, наступившей на эти обрезки, прерывается беременность путём выкидыша.
Сказано в Зоар а-Кадош, что 125 видов нечистоты, скрепленных с уровнем могучего Змея, сходят в мир.
И 27 самых главных из них поселяются в женщинах и прилепются к ним. Горе тому, кто приблизится к ней во время ее нечистоты (нида).
Ибо тот, кто приблизится к ней, придаст образ изъяну в вышнем. Ведь из-за этого греха пробуждается наверху могучий Змей и бросает скверну туда, где в ней не нуждаются. И соединяется с Женским, и умножает волосы свои у Мужского, а Женское оскверняется, и растут ее волосы, и увеличиваются ее ногти.
И тогда начинают пробуждаться суды во вселенной и все оскверняется. Об этом написано: «Ибо Святилище Г-спода осквернил». (Бемидбар 19:20)
Осквернилось Святилище Г-спода грехами сынов человеческих.
Объяснено. Что значит написанное: «И вражду положу между тобой и между женою?» (Берешит 3:15)
24 вида нечистоты ввел Змей в Женское, когда соединился с ним, в соответствии с гематрией слова «вражда» = 24.
24 вида пробудились сверху и 24 – снизу.
И отросли волосы, и увеличились ногти, и тогда суды пробудились во всем.
Когда женщина хочет очиститься перед миквой, должна она срезать те волосы, которые отросли в дни ее нечистоты, и остричь ногти вместе со всей грязью, которая в них. Ибо преподано в Тайнах нечистоты. Скверна, которая в ногтях, пробуждает иную скверну. И поэтому следует их надежно укрыть. А тот, кто уничтожает их, – как бы пробуждает Милость во вселенной, и преподано, что не должен человек оставлять память об орудиях зла. Ибо учили мы, что 1405 видов зла держатся за ту скверну, которую ввел могучий Змей, и все они держатся от скверны ногтей. И пусть он уничтожит эту скверну и ногти, на которых она отпечаталась.Тот, кто наступает на них голой ногой или в обуви, может причинить себе вред.
Сказал Раби Шимон бар Йохай:
«Есть 5 вещей из-за которых человек сам становится виновником своей смерти:
Ест очищенный чеснок; Ест очищенный лук; Ест очищенное яйцо; Пьёт из сосуда, остававшегося открытым всю ночь;
Ночует на кладбище ночью; Срезает ногти и разбрасывает их (из-за опасности, что беременная может наступить и получить выкидыш)». (В.Т. Нида 17А)
В Талмуде сказано: “хасид сжигает обрезанные ногти, цадик их закапывает, а раша (грешник) их разбрасывает”.
Талмуд объясняет: необходимость сжигать или закапывать ногти вызвана тем, что разбросанные ногти опасны – если беременная женщина на них наступит, у неё может случиться выкидыш.
Раши пишет, что предпочтительно именно сжечь ногти (а не закапывать), поскольку закопанные ногти могут случайно выкопать и разбросать. Раши поясняет: по этой причине тот, кто их сжигает, называется хасид (более высокая степень праведности), а тот, кто их закапывает — цадик.
Однако важно знать, что нет необходимости именно закапывать ногти, их можно также состричь в пакетик и выбросить в мусорное ведро. А ещё лучше выбросить их в уборную и смыть водой (ведь в этом случае нет опасения, что они будут позже разбросаны, поэтому этот способ в какой-то мере подобен сжиганию).
Что касается волос, то запрета их разбрасывать не существует, поэтому нет необходимости их сжигать или закапывать, но все же лучше слить в уборной водой.
Почему беременная женщина должна опасаться обрезанных ногтей
Талмуд (в трактате Нида 17а и в трактате Моэд Катан 18а) говорит, что следует остерегаться разбрасывать остриженные ногти там, где часто бывают женщины. (Но там, где женщины обычно не бывают, например в Бейт мидраше, в мужской бане и т.п., остерегаться нет необходимости). Ведь беременная женщина может, не заметив, наступить на них, и у неё случится выкидыш. Ещё сказано в Талмуде, что если сдвинуть ногти с того места, на которое они упали первоначально, они уже вреда не приносят. Поэтому пишет Приша: если остриженные ногти рассыпались там, где часто бывают женщины, следует хотя бы сдвинуть их с места (веником и т.п.). Но если их сдвигают на другое место в том же помещении, они по-прежнему опасны.
Можно ли подстригать еврею ногти на руках и ногах в один день
Рабби Йосеф Каро в книге Магид Мейшарим (Мишлей, 23 6) пишет, что ангел (магид — как известно, у Раби Йосефа Каро был ангел, который периодически являлся ему, наставлял его и учил Торе) сказал ему, что нельзя в один и тот же день стричь ногти рук и ног. Он также добавил, что следует стричь ногти на ногах в четверг, а на руках — в пятницу. Это предписание приводит Маген Авраам (предисловие к симану 260) и, вслед за ним, Мишна Брура (260, 6).
Однако Рабейну Хида (Раби Хаим Йосеф Азулай, 1724—1806) в книге Махзик Браха (4-ый параграф) пишет: “из сказанного в книге Шаар а-Каванот видно, что Аризаль не опасался стричь ногти на руках и на ногах в один день”. Поэтому, по мнению Хида, можно так поступать.
Поскольку Мишна Брура приводит только слова автора Маген Авраама, ясно, что надо стараться не стричь ногти на руках и ногах в один день. Однако если это очень сложно, вероятно, можно положиться на мнение Хида. Я слышал, что рав Эльяшив разрешил женщине, которой было тяжело стричь ногти на руках и ногах в разные дни, стричь их в один день.
(Рав Реувен Куклин)
Почему важно стричь ногти перед Шабатом
Обязанность человека – накануне каждой субботы стричь ногти. Причем делать это надо в честь Субботы. Рамо писал, что стричь ногти не следует в их естественном порядке – от пальца к следующему пальцу. Но сначала стригут ногти на левой руке: начинают с (четвертого) безымянного пальца, переходят к указательному и т.д.; при этом общий порядок: 4-2-5-3-1 (где 1 – это большой палец, 2 – указательный и т.д.).
Затем на правой руке начинают с указательного пальца, переходят к безымянному и т.д.; Общий порядок: 2-4-1-3-5. Есть такие учителя, которые не требуют тщательного следования этому правилу. “Мишна-Брура” отмечает, что надо стараться поступать именно так:
на левой руке:
4-2-5-3-1 (где 1 – это большой палец, 2 – указательный и т.д.)
на правой руке:
2-4-1-3-5
Следует стараться не стричь ногти на пятый день недели (в четверг) – по причине того, что постриженные ногти начинают вновь отрастать на третий день, если считать со дня стрижки. И если их постригли на пятый день недели, они начинают отрастать в субботу, поэтому такая стрижка ногтей не считается сделанной в честь субботы. Некоторые учителя указывают, что не следует в один день стричь ногти на руках и ногах, но лучше на ногах постричь на пятый день недели (в четверг), а на руках – на шестой день (в пятницу). Впрочем, другие на этом не настаивают. В некоторых общинах не принято постригать волосы и стричь ногти в новомесячье, даже если оно совпало с кануном субботы, поскольку так наказал делать раби Йеуда hа-Хасид. Четверг – первый день с момента стрижки, пятница – второй день, суббота — третий день. В таком случае надо постричься на пятый день недели. Другие указывают, что в таком случае (когда новомесячье выпало на канун субботы) – если не успел постричь ногти на пятый день – тем не менее, может сделать этот накануне субботы. Ибо запрет на длинные ногти в субботу сильнее обычая не стричь их в новомесячье.
(По книге «Субботний свет»)
Почему принято смотреть на ногти во время авдалы
Приводится в книге «Каф а-Хаим»: принято смотреть на ногти, а не на остальные части тела. Одна из причин, со слов Аризаля, в том, что на руках запечатлен знак благословения. Ногти быстро отрастают, а это знак благословения (Рабейну Йона). Намек на этот обычай приводится в Тикуней Зоар, что Адам, первый человек, – был весь покрыт ногтевым покрытием.
Зоар hа-Кадош о ногтях:
«Ногти ее, напоминающие о грехах человеческих, пишут, ведя запись их грехов с непреклонностью сурового суда. И об этом сказано: «Грех Иегуды помечается железным резцом, алмазным острием». (Ирмиягу 17:1). Алмаз пишет и высекает по камню, и обтесывает его со всех сторон. И сказанное: «Ногти ее, напоминающие о грехах человеческих, пишущие, производя запись запись их грехов с непреклонностью сурового суда» – означает, что, если не удостоился, раскрывается сила свойства суда, которая скрыта в ногтях. И поскольку раскрылось это свойство суда, они становятся твердыми. И об этом сказано: «Грех Иеhуды помечается железным резцом, алмазным острием (досл.: ногтем)». Ибо точка «манула», содержащаяся и скрытая в ногте, называется «железным резцом». А точка «мифтеха», раскрытая в ногте и властвующая в то время, когда Исраэль достойны, называется «алмазным острием (ногтем)». А «грех Йегуды» – если они совершают грех, раскрываются над ними две эти точки, и тогда грехи эти помечаются как «железным резцом», так и «алмазным острием (ногтем)». И тогда, поскольку и точка манулы раскрылась над ними, они сразу же получают наказание. Однако о выполняющих желание Его сказано: «Никакого железного орудия не было слышно в Храме при возведении его». Ибо алмаз резал всё, а «железного орудия» – манулы, «не было слышно» – так как она была скрыта. И сказано: «Алмаз пишет и высекает (по камню)» – выход катнута ступеней, называющихся камнями, «и обтесывает его со всех сторон» – придавая ему форму его с каждой стороны во время гадлута этих ступеней.
Нечистота этих ногтей означает, что у всех тех, кто не слит с телом (гуф) Царя, со средней линией, но слит с левой линией, и питается от стороны скверны в то время, когда Луна находится в сокращении своем, – их наполнение, которое они притягивают со стороны ногтей (ципорн́аим), переходит на сторону этой скверны, называемую нечистотой ногтей.
(Зоар на Вайехи, 287,288)