Моль с еврейскими крыльями и ее связь с Эсавом
Притча о моли и букве «нун»
Во время дарования Торы было мощное свечение, даже несколько пугающее, наряду с дымом и громом.
Присутствие Вс-вышнего не вызывало сомнений. Это было свечение, которое отражалось на лице Моше.
И так получилось, что, когда Моше получил Тору на горе, другого человека там не было. Именно там Божество раскрыло свое присутствие. Именно там Моше грелся в божественной славе. Тем не менее, ему не было разрешено увидеть лицо Вс-вышнего.
Но на горе было одно существо, которое следовало за светом (так как природа его лететь на свет) – и все видело. Это была маленький мотылек.
Вс-вышний увидел мотылька, существо, которое было создано еще до Адама.
Мотылек трясся, пугался и говорил: «О, повелитель Вселенной, что со мной будет теперь, когда я увижу твое лицо? Я не хотел этого делать. Я всего лишь бедный мотылек, пожалуйста, пожалей меня!»
Вс-вышний ответил: «Маленькое создание. Не пугайся, я благословлю и тебя. Я вижу, что ты простой мотылек, и, возможно, мои ангелы в спешке забыли предоставить тебе какой-то знак отличия, как мы сделали со многими другими мотыльками и бабочками, которые могут летать, как мои ангелы. У вас мотыльков и молей есть уже чудо перехода от гусеницы к тому, кем вы являетесь, но у вас также будет еще одно чудо, которое я дам вам.
С этого времени вы будете иметь знак того, что видели меня, и это будет свидетельством моей силы для всех народов.
На спине у вас будет пометка, обозначающая великое событие, свидетелем которого вы стали.
Я также вынесу вас из сухой пустыни в плодородные земли, где вы будете процветать среди множества зеленых растений и деревьев».
Внезапно, на крыле моли появилась буква «нун». На эту букву начинается еврейское слово «нес» – чудо.
По сей день, спустя более чем 3000 лет, мотылек несет знак великого чуда, свидетелем которого он был.
А теперь не притча, а реальность.
В мире существует вид моли/мотылька Hebrew character (Orthosia gothica) – мотылек из семейства Noctuidae. Впервые этот вид был описан Карлом Линнеем в Systema Naturae 1758 года. Передние крылья этого вида от сероватого до рыжевато-коричневого. Как правило, края крыльев отмечены черной меткой в форме еврейской буквы «нун» – נ – (на фото). (Википедия)
Рав Моше Довид Валле на своем уроке раскрыл еще один аспект моли.
Он привел, что в книге «Йова» говорится: «Может ли человек быть праведным пред Б-гом, может ли муж быть чистым пред Творцом своим? Ведь и рабам Своим не доверяет Он, и в ангелах Своих обличает недостатки. А уж тем более живущих в домах глиняных, чье основание — в прахе, уничтожены будут они раньше моли».
Рав Моше Довид Валле в «Мегалэ амукот», говорит, что этот пасук – об Эсаве, символизирующем моль.
Слово «моль» на иврите – עש – (эш) – несет негативную нагрузку, если сравнить его со словом-омонимом –אש (эш) – огонь.
Гематрия слова «моль» = 370, что означает 370 сил нечистоты.
Про 370 сил нечистоты нужно пояснить отдельно: Раби Нета Натан Шапиро в своей книге «Мегалэ амукот» в комментарии на Балак пишет, что есть 370 сияний святости и есть 370 клипот, питающихся от них. И приводит в подтверждение довольно странную историю из Талмуда, трактат Шабат про могилу Раби Ахайа бар Йошиа:
Когда копали землекопы на земле Раби Нахмана, (начал) бранить их Раби Ахай бар Йошиа (похороненный там).
Пошли (они) и сказали Раби Нахману: «Бранит нас человек (какой-то из могилы)!»
Пошел (Раби Нахман) и сказал: «Кто ты есть, господин?». Сказал ему: «Я – Ахай бар Йошиа».
Сказал ему (Раби Нахман): «А разве не сказал Раби Мари, (что и) праведники превратятся в прах?». Сказал ему: «Кто это Раби Мари? Не знаю его». Сказал ему (Раби Нахман): «А вот же стих Писания (говорит) – И прах вернется в землю свою, из которой вышел». Сказал ему: «Тот, кто прочитал тебе книгу Коэлет, не прочитал тебе книгу Мишлей, в которой написано – «А гниль костей – зависть».
Тот, у кого есть зависть в сердце – гниют кости его, всякий же, у кого нет зависти в сердце – не гниют кости его».
Не случайно, что 370 – это еще и сумма гематрий первых букв фразы: «Гниль костей – зависть» – «рейш» (200) + «аин» (70) + «куф» (100) = 370. И в данном случае эквивалентна гнили: как та, так и другая поедает и превращает вещи в труху.
У Эсава с молью общее то, что «моль» (עש – «эш») – часть имени Эсава (עשו). Только, моль – это 370 сил нечистоты, а Эсав – глава этих сил, как говорит Раби Валли.
Можно имя Эсава представить в виде частичного омонима фразы “Эш-ав” – моль-отец, т.е. главная моль, либо дополнительная буква «вав» – союз «и» – и тогда что-то большее, чем моль.
Реальная «моль» питается нашей одеждой и проделывает в ней дыры. Сверхъестественная занимается тем же самым и делает дыры в той духовной реальности, которую мы пытаемся создать, исполняя заповеди. (Александр Цви Сыпков)
И еще – почему мотыльки (моль) летят на свет? Так как есть правило, что нечистота питается от чистоты, то природа моли (עש – «эш») – тянуться к своей противоположности – אש (эш) – огню. (Хидуш “Silatehilim”)