Манцепах и 5 кусков мацы

В еврейском алфавите 22 буквы + 5 букв конечных – их называют МаНЦеПаХ:      

ם Мем софит (конечная) = 600

ן Нун софит (конечная) = 700

ץ Цадик софит (конечная) = 900

ף Пей софит (конечная) = 800

ך Каф/Хаф софит (конечная) = 500

Почему их называют конечными?

Зоар а-Кадош объясняет это так – эти буквы прямые, скрытые и запрятанные в Высшем мире. После греха Адама был сокрыт Высший Свет – и буквы эти были сокрыты тогда же, пока не пришел Авраам и не постиг их Святым Духом, который покоился на нем. Затем эти буквы наследовал Ицхак. Ицхак передал их Яакову. Яаков – Йосефу. Когда умер Йосеф – евреи ушли в Галут и были скрыты буквы МаНЦеПаХ.

 МаНЦеПаХ называют Хамеш отиет стумот – кнегед хамеш лешонот а-Геула” – (5 закупоренных, заполняющих пустоту букв против пяти языков Геулы). Сказано, что это параллельно 5 кускам мацы, которые прячут.
 Конечная буква – понятно, что имеет отношение к концу мира. И к пяти кфулот: 5-ти кускам мацы – это афикоман (т.е. та часть мацы, которую прячут в Седер Песах) и по кабалистической традиции афикоман разламывают на 5 частей (намек на 5 уровней души).  “Кфулот” – это значит “умноженные, удвоенные” буквы. И каждое из выражений ТаНаХа, относящееся к нашим праотцам и Йосефу с Давидом содержит в себе 2 одинаковые буквы (которые могут быть буквами – софитами). Например, к Аврааму: “И сказал Господь Авраму: “Иди в себя (к себе)” – לך לך – Лех леха (Берейшит, 12:1); Ицхак: “И разбогател этот человек (Ицхак) очень очень” – מאוד מאוד (меод-меод) – (Берейшит, Вайеце 30:43) и т.д.

 МаНЦеПаХ и все 5 кфулот:

 Авраам – “Лех Леха” /2 раза каф/                           

Ицхак – “Меод Меод” /2 раза мем/                                 

Яаков – “АцилеНи На”  /2 раза нун/ (“спаси меня, пожалуйста (от рук Эйсава”).

Йосеф – Пакод Пакадти” /2 раза Пей/                        

Давид – Цемах Цамахти” /2 раза цади/

 (Составлено “Силой Теилим” по урокам Зоар, Сулам, Цви Нисанзон)

 

5 букв Манцепах – символ 5-ти праведников.

Хаф-софит – символ первого праведника, Авраhама. Вс-вышний дает ему испытание (первое из тех, что записаны в Торе), когда говорит «лех-леха» – «иди себе».

Мэм – символ второго праведника, Ицхака. Когда филистимляне просят Ицхака уйти, говоря, что стали бояться его, они произносят фразу: «ацамта мимену меод» (уходи, т.к. «ты намного могущественнее нас»).

Нун – буква Яакова. Яаков, моля Вс-вышнего, чтобы помог противостоять Эйсаву и, зная, что брат идет ему навстречу вместе с четырьмястами воинами просит: «Спаси меня от рук моего брата» (hацилейни – спаси меня, на – сейчас).

Фэй-софит – это символ Йосефа. И это его пароль. Только в его имени есть конечная буква  фэй. Перед смертью Йосеф передает свой пароль сыновьям Яакова. Это то, что должен будет произнести избавитель, посланный Б-гом, чтобы вывести народ из Египта. Из-за Йосефа евреи оказались в Египте, ведь именно он позвал сюда отца и братьев, чтобы спасти их от разразившегося во всем мире голода. И вот теперь просто так из Египта не выйдешь – не возможно. Египет – страна запечатанная и закрытая. Но, благодаря Йосефу, благодаря его паролю, Исход все-таки состоится. Его пароль фэй-софит. Слова, произнесенные им, а впоследствии и Моше, – «пакод пакадети» («вас вспомнил» — имеется в виду, Вс-вышний вспомнил евреев). Эти слова могут нести и другие смыслы: вспомнил, наказал, пересчитал, возвысил.

Цадик-софит – освобождение из изгнания, символ Машиаха. Имя его, как сказано в книге пророка Захарьи, – Цемах Шмо… Ицмах (то есть «Растение, Вырастающее из Себя»).

В молитве Амида в благословении, в котором мы просим о приходе Машиаха, есть следующие слова: «И росток Дома Давида, раба Твоего, поскорее взрасти и возвысь его в Избавлении Твоем…». Нетрудно увидеть, что это — парафраз из сказанного пророком Захарьей.

Итак, пятеро: три праотца, плюс Йосеф и Давид.

Йосеф приносит избавление от первого изгнания (Египетского), Давид – избавление от последнего изгнания, нынешнего.

Маhараль, разбирая слово «пакод», являющееся паролем Йосефа, говорит, что в этом слове зашифрован период египетского изгнания. Слово пакод состоит их трех букв – «пей», «куф», «далет», и Маhараль рассматривает имена этих букв (подчеркнем – не сами буквы, но их имена! Рассмотрению подвергаются те составляющие буквенных имен, которые не произносятся при прочтении слова). Итак, имя буквы пей должно быть записано буквами пей и hей (произносится только «п»); имя буквы «куф» пишется буквами «куф», «вав» и «фэй-софит» (произносится «к»), а буква «далет» пишется с использованием «далет», «ламед» и «таф» (произносится «д»).

«Технология» такого анализа называется милюй – наполнение, добавление до целого. Берем не произносящиеся составляющие буквенных имен: hей, вав, пей, ламед, таф. Гематрия hей – это 5. Вав – 6. Пей – 80. Ламед – 30. Таф – 400.

5х86 = 430. Все наши муки, связанные с Египтом, длились 430 лет. В книге Шмот (глава 12, посук 40) сказано: «Время же пребывания сынов Израиля в Египте 430 лет».

1/5 от 430-ти – это 86. У нас есть предание, что на протяжении последних 86 лет в Египте жизнь евреев была наиболее невыносимой.

Получается, что пароль, переданный Йосефом, сообщает о времени пребывания евреев в Египте и о сáмом ужасном периоде рабства.

Буква фэй-софит символизирует в иудаизме гнев. «Аф» на иврите – гнев. Правда, это слово может быть переведено и как нос. Мимика носа наиболее полно и явно отражает состояние гнева. Когда человек в гневе, его ноздри раздуваются и как будто пышут жаром. (Интересно, что в Биркат hаМазон фэй-софит вообще отсутствует. Есть предание, согласно которому тот, кто произносит Биркат hаМазон со всем усердием и вдумчивостью, никогда не будет подвергнут гневу Вс-вышнего). В имени Йосефа фэй-софит как будто помогает переварить, преодолеть гнев Творца, справиться с ним, противостоять ему. Ведь жуткий голод, обрушившийся на землю, случается не сам по себе, но по Его воле. И только Йосеф оказывается способен даже в таких невероятно сложных условиях прокормить весь мир.

(Хава Куперман «Оалей Яаков»)

Учил Ари аКадош, что все духовные и материальные изменения совершаются в мире при помощи 22-х букв Торы. И буквы МаНЦеПаХ ( 5 букв, имеющих конечную форму – софит), связаны с проявлением суровой Меры Суда. Из них буква “нун софит” – ן – выражает проявление самого сурового Суда и с ее помощью был создан Нахаш, и даже по форме своей он похож на ן  “нун софит”.

(Аризаль, Сефер Ликутим, Берешит 3)

This article was published on: 31/03/17 1:07 ПП

Добавить комментарий