Йорцайт Цадиким в месяце Элул и их Сгулот
1 Элул – Рабби Давид а-Гаон бен Авраам а-Нагид Маймон (1300)
1 Элул – Рабби Шмуэль бен Авраам Абуав
1 Элул – Рабби Шалом бен Йосеф а-Леви Альшейх – Бейт Дин Йемена
2 Элул – Рабби Ицхак бар Шешет – Риваш (1408)
2 Элул – Рабби Авраам Яааков Фридман из Боян-Львов – “Нахалат Яаков” – Аль Кидуш Ашем
2 Элул – Рабби Элиэзер бен Исроэль Хагер – Дамесек Элиэзер из Вижниц
3 Элул – Рабби Авраам Ицхак а-Коэн Кук
3 Элул – Рабби Иссахар бен Ицхак из Надворны – внук Раби Меир Гадоль из Перемышлян
4 Элул – Рабби Меир Симха а-Коэн бен Шимшон из Двинска – “Ор Самеах”
4 Элул – Рабби Арье Лейб Теомим – “Гур Арье”
5 Элул – Рабби Довид Цви Шломо бен Элазар Менахем Мендел Бидерман из Лелово
5 Элул – Рабби Моше Аарон бен Хаим Пинто – Цадик из Ашдода
6 Элула – Рабби Шимшон Нахмани – “Зера Шимон”
6 Элула – Рабби Йом Тов Липман Геллер – “Тосефот Йом Тов”
6 Элул – Рабби Йекутиэль Йеуда бен Элазар Нисан Тетельбойм
6 Элул – Рабби Йехезкель Сарна – Рош Йешива Хеврона
7 Элул – Рабби Элиягу Хаим Даршан – отец Бен Иш Хая
8 Элула – Рабби Шломо бен Йосеф Каро – Рав Саны, Йемен
8 Элула – Рабанит Малка из Бельц – жена Рабби Шалома Рокеах
9 Элул – Рабби Цадок а-Коэн бен Яаков Рабинович из Люблин – “При Цадик”
9 Элул – Дан бен Яаков Авину – 12 колен
10 Элул – Рабби Пинхас бен Авраам Абба Шапиро из Кореца
Сгула – изучение Зоар бе-Зхут Цадик Раби Пинхас из Кориц для борьбы с гордыней.
11 Элул – Рабби Авраам Яааков Фридман из Садигур – сын Рабби Исроэль из Ружин
12 Элул – Рабби Шимон бен Ашер из Толедо – сын Роша
12 Элул – Рабби Симха Буним Бонарт из Пшисхи
12 Элул – Рабби Менахем Менаше из Турции – “Аават Хаим”
13 Элул – Рабби Йосеф Хаим бен Элияу из Багдада – Бен Иш Хай
13 Элул – Рабби Авраам Иссахар Бер а-Коэн Рабинович из Радомск – “Хесед ле-Авраам”
15 Элул – Рабби Яаков бен Нехемия Фейвел Коппель Хасид – Шалиах Цибур Бааль Шем Това
16 Элул – Рабби Ихье Шнеур – талмид Баба Сали
17 Элула – Рабби Моше бен Яаков Толедано
17 Элул – Рабби Яаков Махлуф – Рош Йешива “Мошав Зкеним” Триполи
18 Элул – Рабби Йеуда Лива бен Бецалель – Маараль из Праги
18 Элул – Раби Абдалла Овадья Сомех – Учитель Бен Иш Хая
19 Элул – Рабейну Яаков из Орлеана – ученик Рабейну Тама – “Аль Кидуш Ашем” – был убит во время коронации Ричарда Львиное сердце
21 Элул – Рабби Йонатан бен Натан Нета Эйбешиц
22 Элула – Рабби Яаков бар Моше Алеви Мёллин – Маариль
22 Элул – Рабби Аарон Абухацира – сын “Абир Яаков”
23 Элул – Рабби Ури бар Пинхас – Сараф (Огненный ангел)
23 Элула – Рабби Исроэль бен Леви Ицхок из Пиков – сын Рабби Леви Ицхока из Бердичева
24 Элул – Хавакук а-Нави – сын Иша а-Шунам
24 Элул – Рабби Исраэль Меир а-Коэн Каган – Хафец Хаим
24 Элула – Рабби БенЦион Меир Хай бен Йосеф Рафаэль Узиэль
25 Элул – Тана Рабби Элиэзер бен Шимон (сын Рашби)
25 Элул – Рабби Йехиэль Михэль из Злочова – Талмид Бешта
26 Элул – Рабби Хаим бен Шломо Пинто а-Гадоль
27 Элул – Рабби Натан а-Коэн Адлер
27 Элул – Рабби Шалом бен Элазар Рокеах из Бельза – Сар Шалом
28 Элул – Шауль а-Мелех и 3 его сына погибли в Гильбоа
28 Элул – Рабби Хаим Йеуда Лейб Ойербах – Рош Йешива “Шаар а-Шамаим”
Почему так важно зажигать Неер Нешама
“Неер нешама“ на иврите – свеча души, или свеча памяти. На иврите вместо “за упокой” – используется слово “Ле Илуй”, что означает – вознесение души. Зажигание свечи ле Илуй Нишмат умершего упоминается в нескольких местах.
«Известно, что душа имеет удовольствие от зажигания свечей, она движется в великолепии небесном, радость распространяется из источника света, и она (душа) стремится за этим светом, несмотря на то, что свет огня свечи материален, а свет души духовен, чист и прост».
(Рабейну Бехайя, Трума “Пожертвования
– “הרי לך שהנשמה יש לה הנאה מןהאור” – «Там души наслаждаются светом, и не нужно удивляться тому, что даже запах душа любит, когда она находится в теле».
Бен Иш Хай учит, что душа праведника радуется, когда зажигают ему свечу памяти и его душа поднимается к Ашему и заступается за того человека, который зажег в его честь Неер Нешама.
(Бен Иш Хай, Тора Лишма, 520)
Возникновение этого обычая связывают с рабби Иегудой Анаси, составителем Мишны, завещавшем своей семье:
«נריהיה דלוק במקומו» – «Свечи будут зажжены на его месте», – что выражает уважение к покойному.
“Имя Вс-вышнего находится в имени праведника. Оно «одевается» в него, из этого учим, что когда распространяется имя праведника, распространяется Имя Благословенного. Чем больше имя праведника, тем больше Имя Вс-вышнего, потому, что Имя Вс-вышнего соседствует с именем праведника.” (Хазаль)
Для зажигания свечи ле Илуй Нишмат используют суточную или масляную свечу. Перед зажжением свечи – откладывают деньги в Купат цдака.
Зажигают свечу словами: «Арени мадлика неер ле Илуй Нишмат Раби… Рибоно шель Олам, беЗхут цадик Раби”… (личные просьбы)
(Сайт “Сила Теилим”)