Зоар на Теилим 22 – Аэлет а-Шахар
Теилим 22:1
– “Ла-менацеах аль аэлет hа шахар” – (руководителю хора. На утренней заре)
Слово “ла-менацеах” рассматривается как 2 темы букв ל-מ гематрия которых = 70 ( ל =30 и מ = 40) и слова “нецах” – вечность, что есть символ Шехины (ל-מ и нецах – ла-ме нацеах) – это 70 голосов, взывающих к “аэлет а-шахар” (лани утренней зари) – страдающих ее детей. Так как над ними сгущается тьма – подобно тому, как когда начинаются роды – начинает кричать роженица.
«Ночь» сравнивается с Галутом, а «утро» – с Геулой. И кричит «Аэлет hа-шахар» – в ожидании Геулы, которая будет длиться 70 лет. И прежде, чем свершится Геула – ужесточится Галут и будет самое страшное время из всех времен изгнания. Как сказано о галуте египетском и первой Геуле: «Тяжелее работу взвалите на этих людей, чтобы выполняя ее не разносили лживых речей» – и это как раз ускоряет Геулу, как сказано: «игра де – кала духка» (плата за давку) – это когда множество людей собираются в Йерусалиме в Субботу по праздникам и слушают мудрецов Торы и, даже если не понимают, – им воздадут только за то, что терпели давку. А сгущение тьмы всегда наступает перед рассветом. И эти 70 лет называются «Хевлей Машиах» (родовые муки Машиаха). (Виленский Гаон на Тикуней Зоар, 36)
Лань и еврейский народ
Именно поэтому «Аэлет а-шахар» Радак сравнивает с предрассветной ланью, которая символизирует еврейский народ в изгнании и взывает о помощи.
Теилим 42:2
– «Кеаяль таарог аль афикей маим» – (как лань стремится к потокам вод).
Лань обитает в безводной пустыне и поэтому всегда жаждет воды, а разгорячившись, тем более ищет воды для охлаждения. А когда на ланей устраивают псовую охоту, они устремляются к глубоким водным потокам, и, утомленные, бросаются в воду, спасаясь от преследования. (Рабби Давид Кимхи – Радак)
Мекубалим рассказывают предание, что когда животные хотят пить и страдают от жажды, они собираются вокруг лани и молят ее, чтобы она попросила воды. И тогда лань поднимает голову и кричит Вс-вышнему, и Создатель жалеет её и воды поднимаются из бездны. И зная об этом, Давид а-Мелех говорит: «Также, как лань просит не только за себя, но за всех других животных, так и я прошу Тебя не только за себя, но и за весь еврейский народ».
(по «Шаарей Хаим» Гаона Рабби Хаима Софер)