Зоар на Теилим – 70 лет жизни человека
Теилим 90:10
«И знай, что слова «который Б-г создал, чтобы делать» (Берешит) – служат намеком на то, что 6 дней Творения заключают в себе, как в зародыше, всю историю Вселенной, ведь время существования Вселенной – 6 тысяч лет. (Рош а-Шана 31-а)
И сказали мудрецы в связи с этим: «День Святого – Тысяча лет», как сказано в Теилим: «Тысяча лет в твоих глазах – как день». (Рамбан на Берешит)
– «Йимей шнотейну ваhем шивъим шана, веим бигвурот шмоним шана, вераhбам амаль ваавен, ки газ хиш ванауфа» – (дни нашей жизни – 70 лет, а если в силе – 80 лет, и все их «величие» — суета и обман).
Смотри, дни человека были созданы и стояли на высших ступенях, то есть в семи сфирот ХаГаТ, Нецах, Од, Йесод. Поскольку завершили своё существование в этих ступенях, об этом сказано: «дни нашей жизни – в них 70 лет» – (Теилим 90:), что соответствует семи сфирот, каждая из которых включает в себя десять.
Когда нет больше ступени, силой которой можно получить существование, то: ורהבם עמל ואון – и все их «величие» – суета (утомительное, бессмысленное занятие) и обман (злодейство) (Теилим 90:10).
עמל (амал) – суета – утомительное, бессмысленное занятие.
Это суды, скрывающие возможность видеть, что всё происходящее – к добру, плохие поступки.
און (авэн) – обман – злодейство.
Имеется в виду, что если такой человек живёт больше 70 лет, то это – только «утомительное, бессмысленное занятие и злодейство», поскольку нет больше сфиры, откуда можно привлечь жизнь. А потому, будто нет этих лет, ибо нет в них пользы.
Зоhар Берешит א, пункт קכג:
Но жизнь праведников – живёт и существует, даже если они живут больше 70 лет, ибо они принимают жизнь от ступени высший Мазал. Эта ступень добавляет им жизни столько, сколько пожелает. И об этом сказано: «и было жизни Сары»… (בראשית כג, א), а также написано: ואלה ימי שני חיי אברהם – «и эти дни лет жизни Авраама». (בראשית כה, ז)
Может возникнуть вопрос: почему же тогда и об Ишмаэле сказано: ואלה שני חיי ישמעאל – «и эти годы жизни Ишмаэля» (בראשית כה, יז), несмотря на то, что он не был праведником?
Причина в том, что он совершил тшуву и потому сказано אלה (эти) о его днях, как об Аврааме.
Зоhар Берешит א, пункт קכד:
Сказал Рабби Йуда: когда ноги человека попадают в западню и дни его (смерти) приближаются, этот день именуется днём Вс-вышнего – чтобы вернуть Себе этот дух. Так мы учили, в этот день, святая сфира посещает дух этого человека, и сказано о нём (об этом дне): «дни нашей жизни – в них семьдесят лет» (תהילים צ, י). Это – седьмая сфира, то есть Нуква – седьмая сфира, завершающая все сфирот.
Зоhар Берешит א, пункт קכה:
Если Нуква приходит к человеку (даёт своё изобилие) со стороны Гвура, то есть от Бины, которая выше семи сфирот ХаГаТ, Нецах, Од, Йесод, то написано: אם בגבורות שמונים שנה – а если в доблести (гвурот) 80 лет (תהילים צ, י), ибо сфира ступени Гвура – восьмая. А от более высокой ступени нет возможности привлечения жизни, а потому сказано: «и все их «величие» – их утомительное, бессмысленное занятие и злодейство» (Теилим 90:10), ведь не может быть построено здание без фундамента.
Объяснение.
Душа человека рождается от ступеней ЗОН (сфирот ХаГаТ, Нецах, Од, Йесод, каждая из которых включает десять всего – семьдесят).
Эта мысль выражается пасуком: «дни нашей жизни – в них семьдесят лет» (Теилим 90:10).
Поскольку первыми избираются верхние сосуды, то можно сказать, что первые десять лет жизни человека относятся к сфире Хесед, а вторые – к Гвура и т.д., и седьмой десяток относится к ступени Малхут.
После этого неоткуда привлекать жизнь и человек умирает.
Поскольку жизненная сила привлекается из высших ступеней ЗОН.
А если корень его души в ступени Бина, и она – Гвура секретом написанного: אני בינה לי גבורה – Я – Бина (Разум), и Мне принадлежит Гвура (Доблесть). (משלי ח, יד)
И тогда годы его жизни – 80 лет. ורהבם – «Кичливость их», то есть если будет жить больше, то эти годы: «утомительное, бессмысленное занятие и злодейство», ибо неоткуда этим годам черпать жизненную силу.
(Рав Цви Нисанзон, из личной беседы по уроку «Зоар на Теилим», Зоар на Берешит א, пункт קכב)