Зоар а-Кадош об Ишмаэле
Сказано в Торе об Ишмаэле: «И будет он פרא אדם – «человек дикий». (Берешит 16:12)
Всякое слово, в корне которого есть буквы «פר», обозначает разъединение и выход за рамки.
«פרא» – это тот, кто не подчиняется рамкам, и лишён всякой предполагаемой формы поведения. Сущность Ишмаэля – это «פרא» в форме человека.
Наш отец Авраам – это человек, «великий среди великанов». Быть человеком – это значит быть подобным Аврааму. Основной аспект Авраама – то, что он был родоначальником веры, и за счёт своей верности Б-гу стал человеком великим.
Написано в Берешит (2:4): «Эле толдот hашамаим веhаарец беhибареам» – (вот – происхождение неба и земли при сотворении их).
Из слова «בהברם» (при сотворении их), где הִ написан меньше обычного, учили мудрецы: «בעבור אברהם» – (ради Авраама). Ибо он может быть основой всему творению. Про него сказано (Шир а-ширим, 8:9): «Если стена она, построим на ней серебряный замок».
Ишмаэлитяне сильны в своей вере и самопожертвовании – в этом проявляется их родство с Авраамом, потому что всё ещё прорастает в среде их посаженный Авраамом саженец веры.
Написано (Берешит 21:14): «И взял хлеб и воды, и дал Агарь, положив на её плечо». Объясняет Зоар: «положил на её плечо» – возложил в качестве дополнения на её плечи ярмо веры. И так же написано в Пиркей де-Раби Элиэзэр: «В заслугу Авраама не кончалась вода, но когда дошла до пустыни, то стала блуждать среди идолов дома её отца, и сразу закончилась вода». Всё время, пока держалась она за веру, не заканчивалась вода.
Вера – это частичка человека в Ишмаэле.
Однако вера его выходит за все рамки и превращается в веру «פרא» – дикую, позволяющую им верить в пророчество, которое будто бы от Б-га, и которое обычный разум принять не может. Человек, сотворённый по образу Б-га, подобен Вс-вышнему и живёт с ним. Человек дикий – это человек, вера которого случайно, где каждое действие – само по себе.
Дикий человек – это соединение двух противоположностей, «человек» и «дикий» (אדם ו פרא). Это значит взять веру в Творца, который мудро сотворил бесконечный мир, и сосредоточиться на извлечении удовольствия от каждого момента в отдельности.
Всё их существование (ишмаэлитян) таково, что Вс-вышний, как будто, «раскаивается», что сотворил их. Ишмаэль «блокирует» возможность существования мира в рамках, установленных Вс-вышним.
Про него сказано (Берешит 16:12): «Его рука на всех, и рука всех на нём». То, на что он кладёт руку, выходит за свои рамки, превращаясь в орудие дикого человека (פרא).
Мудрецы предсказывали, что потомки Ишмаэля много причинят страданий евреям. Одна из особенностей этих страданий – в их неожиданности. Можно избежать несчастий, в которых прослеживается определённый порядок.
Но когда они лишены всякой последовательности, от них нет спасения. При таком положении вещей, когда нет у человека никакого выхода, ему остается только молиться.
«Тот, кто видит Ишмаэля во сне – услышана его молитва», потому что такие «видения» приводят к молитве, которую слышит Творец. Наши мудрецы, благословенна их память, предвидели, чего можно ожидать от Ишмаэля. И что именно он приведет нас к молитве полноценной, истиной.
И поэтому очевидно, что лучше нам быть в полноценной молитве, чтобы не понадобилась их «помощь». Каждая полноценная молитва может заменить море крови, которую прольют они, не дай Б-г. Это то, что требуют и просят от нашего народа в конце изгнания – ради нашего спасения. Изгнание приводит нас к молитве полноценной, чтобы услышал Вс-вышний, и ответил.
Зоар а-Кадош об Ишмаэле
Зоар а-Кадош говорит в главе Шмот: «…нет галута тяжелее для народа Израиля, чем галут Ишмаэля».
Более того, Зоар в главе Ваэра говорит: «…потомки Ишмаэля будут все время препятствовать возвращению сынов Израиля в Эрец Исраэль. До тех пор, пока не утратит своего значения заслуга, что в свое время Ишмаэль совершил обрезание…».
Говорит Святой Зоар:
«Посмотри, 400 лет стоял ангел Ишмаэля Раhав перед Вс-вышним и упрашивал Его. Говорил Ему:«у того кто обрезан, есть доля в Твоем Имени»?
Ответил ему Вс-вышний: «да, есть».
Сказал ангел: «А ведь Ишмаэль обрезан. Почему же нет у него доли в Тебе, как у Ицхака»?
Ответил ему Творец: «Ицхак обрезан, как полагается, как написано в Торе, а тот нет. И не только это. Эти (евреи) прилепляются, как полагается, на 8 день, а те – далеки от него».
Сказал ему ангел: «и все же тот, кто обрезан, разве не может получить за это доброе вознаграждение»?
Горе тому времени, когда родился Ишмаэль в мире и был обрезан.
Что сделал Вс-вышний на претензии ангела Ишмаэля? Лишил Ишмаэлитов высшей прилепленности, то есть Будущего мира, но дал им долю внизу, на Святой земле, в заслугу их обрезания.
Но их власть не будет совершенна – так же, как несовершенно их обрезание. Поэтому возможно положение, при котором они будут всячески мешать евреям вернуться на свою землю. Это продлится до тех пор, пока не кончится их право на Израиль. (Зоар, Ваера)
Поскольку их обрезание не соответствует закону Торы, они имеют право заселять Израиль только тогда, когда эта земля пустует, не заселена евреями.
В качестве вознаграждения за свое обрезание они имеют право построить дом на Храмовой горе.
Заселение Израиля евреями и выполнение ими законов Торы на Святой земле автоматически анулирует их право заселять Эрец Исраэль.
Ишмаэль, сын Авраама, хоть и не унаследовал «еврейскую сущность» отца, но добровольно согласился пройти обряд обрезания. А обрезание символизирует раскрытие процесса реализации Плана Творца. Поэтому, несмотря на то, что сам Ишмаэль и его потомки не имеют отношения к этому процессу, они остаются «немым укором» — в том, что мы задерживаем процесс реализации Замысла Вс-вышнего. И, когда мы, как следует, возьмемся за реализацию Воли Творца, благодаря нашей духовной работе, суть сефиры Йесод начнет со всей очевидностью проявляться в этом мире.
(по урокам Рава Моше Шапиро в Москве, Рава Цви Нисанзона)